Состоявшаяся в январе текущего года в галерее аукционного дома MacDougall`s в Лондоне презентация международной Пластовской премии в размере 20 млн руб., учрежденной постановлением губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, практически сразу же вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Дело в том, что даже самые престижные арт-премии Европы и США в разы меньше. К примеру, британские СМИ назвали размер премии «ошеломляющим».
В дотационной Ульяновской области многие пришли в шок, узнав, о какой сумме идет речь. Депутат регионального парламента Александр Кругликов потребовал от губернатора соответствующих разъяснений, заявив, что «Пластовская премия учреждена за счет бюджета дотационной области без широкого общественного обсуждения». По мнению парламентария, размер премии позволяет сравнить ее с Нобелевской, в то время как бюджетных средств области «не хватает даже на реализацию ранее принятых целевых программ».
Кругликов также сообщил, что, по его данным, в составе группы высокопоставленных чиновников во главе с губернатором, выезжавшей в Лондон для презентации премии, «не нашлось места представителям творческой интеллигенции области и сотрудникам музея Пластова».
Позднее депутат Госдумы Игорь Зотов вмешался в скандал, потребовав от Генеральной прокуратуры РФ провести проверку. «Ни губернатор Сергей Морозов, ни члены правительства области не раскрывают источники столь щедрого финансирования премии. Остается надеяться, что это не бюджетные средства, а возможная спонсорская поддержка не будет вознаграждена незаконным покровительством и/или преференциями за областной счет», — пояснил Зотов в депутатском запросе на имя генпрокурора.
Любопытно, что региональные власти категорически отказывались раскрывать источники финансирования премии. Занимавшая на тот момент пост министра искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяна Мурдасова сообщила лишь, что «размер призового фонда премии имени А. А. Пластова на протяжении нескольких лет составлял 1 млн рублей».
«Ввиду значимости и престижа премии в 2012 году фонд был увеличен в 10 раз. За счет спонсорских средств в юбилейный год (в январе 2013 года отмечалось 120-летие со дня рождения Аркадия Пластова. — «Газета.Ru») было решено удвоить призовой фонд премии, присуждаемой по итогам ассамблеи. Теперь он составляет 20 млн рублей», — уточнила чиновница.
Никто из представителей ульяновских властей не смог ни сообщить, существуют ли в природе меценаты, решившие пожертвовать деньги на премию, ни назвать их имена. Известно лишь, что в премиальный фонд не должны были поступать средства из федерального бюджета.
Теперь же действующий министр культурной политики Ульяновской области Татьяна Ившина заявила, что Пластовская премия вручаться не будет. По ее словам, данное решение принято «после достаточно долгого и непростого обсуждения этого вопроса, в том числе и с нашим художественным сообществом, с нашими московскими партнерами из Союза художников России, который является соучредителем премии».
«Одна из главных причин — мы не смогли в полном объеме доработать нормативный документ, Положение о премии. Слишком оперативно было объявлено о столь большом количестве номинаций, о таком высоком призовом фонде. Было много вопросов к критериям, размерам, обоснованности, к той или иной номинации. И мы поняли, что за такой короткий срок — шесть месяцев — подготовить качественное Положение, понятное и самим художникам, и тем, кто будет средства распределять, мы вряд ли сможем», — пояснила Ившина. При этом она опровергла версию о том, что одна из причин отмены премии — отсутствие денег.
«В связи с достижением премией статуса международной организаторы столкнулись с большим количеством вопросов, которые не представляется возможным решить в столь короткие сроки», — заявил в свою очередь председатель Ульяновского отделения Союза художников России Николай Чернов. По его мнению, «обозначенный премиальный фонд 2013 года должен иметь четкую документальную обоснованность, а ее критерии, номинации и процедура отбора номинантов должны быть понятны любому рядовому гражданину».
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе регионального правительства, именно по этой причине было принято решение о переносе торжественного события на следующий год. «Премия будет вручена в рамках четвертого Международного культурного форума в 2014 году. Средства, заложенные на премию в региональной казне, сохранятся», — добавили в пресс-службе.
Представители местной общественности озвученной властями версии не верят, считая, что идею с вручением премии просто-напросто похоронили.
«Население не оценило культурный порыв губернатора, поэтому активно и категорически высказалось против выплаты премии за счет бюджета, а меценатов от бизнеса, готовых выкладывать ежегодно по двадцать миллионов рублей ради очередного бзика губернатора, просто не нашлось», — заявил «Газете.Ru» руководитель межрегионального правозащитного объединения «Правовой фонд» Игорь Корнилов. По его мнению, «в команде губернатора Морозова не нашлось людей, способных работать над созданием эндаумент-фонда для премии, без которого само существование премии под большим вопросом».
«Это, безусловно, очередной провал правительства Ульяновской области, не способного довести до конца громко озвученные проекты, а точнее прожекты губернатора», — добавил правозащитник.
По мнению обозревателя регионального общественно-политического портала «Диван Обломова» Дмитрия Малых, отмена премии несет для региона серьезные репутационные риски.
«Об отмене премии имени Аркадия Пластова в узких кругах было известно уже два месяца назад. Но накануне выборов в региональный парламент было принято решение не озвучивать эту тему. Однако сразу после завершения кампании руководству все же пришлось признать, что в этом году никакого вручения Пластовской премии не будет», — сообщил «Газете.Ru» Малых.
По его словам, власть пытается убедить общественность, что возникли организационные сложности в оформлении документов. «Однако, по моим данным, среди частных инвесторов просто не нашлось желающих финансировать это событие», — добавил Малых.
«Отмена премии очень попахивает серьезной аферой, — высказал «Газете.Ru» мнение доцент Ульяновского госуниверситета, краевед Сергей Петров. — Сначала о премии кричали на весь мир, ездили в Лондон, устраивали помпезные презентации. А в итоге все закончилось пшиком. Между тем денег уже потратили много. На такие премии не замахивалась даже Москва».