В среду Уральское следственное управление на транспорте Следственного комитета сообщило о возобновлении уголовного дела по факту крушения в 2008 году под Пермью самолета Boeing 737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд». В результате авиакатастрофы тогда погибли все 88 человек, находившихся на борту лайнера. По словам представителя управления, родственники погибших пожаловались в СК, не согласившись с ранее сделанными выводами, что вся вина за трагедию лежит на пилотах.
Подробности предварительного расследования в СК сообщить отказались, пообещав предоставить данные 13 сентября — накануне годовщины авиакатастрофы. 14 сентября исполнится ровно пять лет с момента крушения.
«Да, мы написали ходатайство о том, что не согласны с экспертизой, которую готовил Межгосударственный авиационный комитет (МАК)», — подтвердил «Газете.Ru» адвокат потерпевших Игорь Трунов.
«Мы снова привели аргументы о том, что не учтен определенный объем доказательств, нарушены процессуальные нормы», — сказал он.
Дело о крушении Boeing 737 возобновляется уже в третий раз. В первый раз следователи закрыли его в марте 2010 года в связи со смертью главного подозреваемого — командира воздушного судна Родиона Медведева. В апреле прокуратура отменила постановление следствия о прекращении дела, но уже в сентябре его снова сдали в архив. В декабре 2011 года родственникам погибших вновь удалось добиться возобновления расследования, которое опять было закрыто в июле 2012 года.
Теперь адвокат Трунов не питает надежды, что дело все-таки дойдет до суда.
«Следствие всегда должно заканчиваться судом, а когда оно заканчивается тем, что сдается в архив, тогда эта история как таковая не имеет смысла, — отметил он. — Самая большая проблема в этом деле заключается в том, что изначально родственники обвиненных пилотов были согласны с тем, чтобы инициировать судопроизводство. Если вы помните, согласно постановлению Конституционного суда по делу ДТП на Ленинском проспекте родственники погибших виновных имеют право инициировать такое судопроизводство в целях их реабилитации.
Изначально вдова погибшего первого пилота была с этим согласна, а потом что-то изменилось — то ли ее уговорили, то ли профинансировали каким-то образом, — и она написала заявление, что не будет предъявлять никаких претензий и ее все устраивает».
Поэтому, считает Трунов, что бы ни делало следствие, сколько раз дело ни возобновлялось бы, в результате все равно оно будет сдано в архив. «Это достаточно скучная история. У самого следствия есть огромные сомнения в выводах экспертизы МАК, — сказал адвокат. — Мы пробовали обжаловать эту экспертизу, но нам ответили, что МАК не подсуден, эта экспертиза обязательна для всех и обжалованию не подлежит. Мы обжаловали действия председателя МАК и получили в суде ответ, что его действия тоже не подсудны, у членов комиссии есть дипломатический иммунитет. И на этом разговор закончился. Поэтому, несмотря на то что следствие возобновилось, радостных перспектив мы не испытываем».
В Уральском управлении на транспорте СК отмечают, что дело было возбуждено им в 2008 году сразу после крушения, но затем передано в центральный аппарат.
«К этому процессу (неоднократному закрытию дела. — «Газета.Ru») мы совершенно не были причастны, нам вернули дело только в этом году», — сказал представитель Уральского управления СК.
В 2010 году при возобновлении дела следствие ставило перед собой задачу «дать правовую оценку действиям всех лиц, осуществлявших предполетные мероприятия по подготовке самолета и проверке экипажа перед вылетом». Официальный представитель СКП Владимир Маркин тогда сообщал, что причиной катастрофы стала потеря командиром экипажа пространственной ориентировки «на фоне психически неуравновешенного состояния, которое было обусловлено наличием алкоголя в организме».
«Как так получилось, что в итоге лайнером управлял нетрезвый пилот?» — удивлялся Трунов. Родственники погибших добивались возбуждения дела о преступной халатности должностных лиц «Аэрофлота» и связанных с ним структур, которые, по их мнению, плохо организовали летную и техническую эксплуатацию самолетов Boeing 737.
Как рассказывал Трунов, специалисты МАК выяснили, что предполетный контроль выполнялся силами экипажа, а представителей техсостава Внуковского авиаремонтного завода во время проверки на борту не было. При этом авиационно-техническая судебная экспертиза выяснила, что перед вылетом у Boeing были неисправности — не работал автомат управления тягой двигателей, а также была неисправна бортовая система предупреждения о столкновении.
Boeing 737, выполнявший рейс Москва — Пермь, потерпел крушение 14 сентября 2008 года в 3.44 мск при заходе на посадку. На борту находились 82 пассажира и шесть членов экипажа.