— С чем связаны изменения в работе служб скорой помощи?
— Порядок оказания скорой медицинской помощи разработан в соответствии с федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Действующие сегодня нормативные документы были утверждены в 2004 и 1999 годах и не отвечают современным реалиям.
Одно из нововведений связано с тем, что в больницах, располагающих более чем 500 койками, будут открыты отделения с диагностикой и реанимацией.
Это необходимо для того, чтобы максимально сократить время пребывания пациентов в приемном отделении.
За экстренной медицинской помощью можно будет обращаться непосредственно в больницу. Такие отделения уже работают в пилотном режиме в Санкт-Петербурге, Набережных Челнах и Казани, должны скоро появиться в Москве.
Важный аспект связан с оснащением санитарной авиации. Вертолет должен быть оснащен аналогично реанимобилю, включая всю необходимую аппаратуру:
дефибриллятор, два аппарата искусственной вентиляции легких, электрокардиограф, монитор, инфузомат, транспортный инкубатор для новорожденных. Изменен состав бригад авиамедицины — это врач и фельдшер либо врач анестезиолог-реаниматолог и сестра-анестезистка. Дополнительно к акушерским, психиатрическим бригадам появятся выездные экстренные консультативные бригады.
Кроме того, в соответствии с порядком начнет действовать единый номер вызова «скорой» — 103.
Дело в том, что набор привычного номера 03 проблематичен для сотовых операторов, использующих трехзначные коды. Слабослышащие люди смогут сделать вызов при помощи SMS-сообщений.
— Новый порядок одинаков для всех населенных пунктов или учитываются местные особенности? Как, например, будет определяться и, главное, соблюдаться время прибытия «скорой» на вызов?
— Норматив доезда у нас не меняется и составляет 20 минут. А для того чтобы это условие соблюдалось, расширяется перечень структурных подразделений «скорой».
Раньше существовали станции, подстанции и отделения в составе центральных районных больниц. Теперь будут формироваться посты, расставляемые по территории обслуживания в соответствии с транспортной доступностью. Появятся такие посты и на автотрассах.
— Насколько автомобили скорой помощи оснащены медицинским оборудованием и приспособлены для оказания серьезной медпомощи в пути до больницы? Планируются какие-то изменения или в этом нет необходимости?
— Требования к автомобилям стандартной комплектации (кабина, число посадочных мест, высота пола, сигнализация и т.д.) определены техническим регламентом Таможенного союза и сохраняются неизменными с 2006 года. В 2012 году были введены требования по наличию в автомобилях скорой медицинской помощи модулей систем ГЛОНАСС и GPS для осуществления контроля за передвижением бригад.
Для сотрудников появится защитная световозвращающая одежда.
Также предполагается использовать видеорегистраторы, которые будут фиксировать автомобили, не пропускающие машины скорой помощи. Эту информацию будем передавать в ГИБДД.
Все «скорые» оснащены радиосвязью («тревожной кнопкой») для сигнала тревоги в органы полиции в случае нападения на бригаду. Средний срок службы автомобиля составляет от пяти до семи лет.
Минздрав устанавливает требования к медицинскому оборудованию и укладкам. В комплект медицинского оснащения добавится спинальный щит с фиксатором головы для транспортировки пациентов с переломами ребер и позвоночника.
В целом же набор реанимационного оборудования российских «скорых» класса С уже сейчас на 95% соответствует американскому и европейскому.
Это дефибрилляторы, аппараты ИВЛ, портативные пульсоксиметры. Аналогичен западным образцам и базовый набор «скорых» класса А (линейных) и класса В (интенсивной терапии).
— Будет ли пересмотрен перечень лекарств, находящихся в распоряжении врача скорой помощи, или он останется прежним? Многие жалобы на работу «скорой» касаются отсутствия сильных обезболивающих и иных средств, необходимых, например, при множественных поражениях в случае ДТП.
— Перечень жизненно необходимых лекарств пересмотрен и вступит в силу с 1 января. Из него исключены устаревшие, снятые с производства препараты, в то же время введены новые. Например, специальные препараты для остановки массивного кровотечения. Все лекарственные средства указаны по их международному непатентованному названию.
Что касается наркотических анальгетиков, то действительно, около года назад поступала жалоба на их отсутствие из Центра медицины катастроф Московской области. Специально созданная комиссия выезжала в территориальный центр медицины катастроф и подтвердила факт отсутствия наркотиков. После этого министерство провело тотальную проверку всех медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь.
Сейчас обезболивающие средства есть у всех бригад «скорой» в достаточном количестве.
— В ряде регионов на вызов зачастую приезжает не врач, а фельдшер. А в последнее время он еще и сам за рулем. Может ли он дать объективную оценку состояния больного, не имея ни диагностического оборудования, ни возможности сделать анализы?
— Действительно, костяк «скорой» (более 60%) составляют фельдшерские бригады. Но это соответствует мировой практике, согласно которой скорую помощь оказывают парамедики.
У нас врачи в обязательном порядке входят в состав специализированных бригад.
Что касается диагностики, то надо понимать, что скорая помощь — это не поликлиника на колесах.
Однако стандартная комплектация реанимобиля позволяет диагностировать основные жизнеугрожающие состояния и корректировать их во время медицинской эвакуации пациента.
Что касается фельдшера-водителя, то это новая должность, введенная с учетом мировой практики. Есть три варианта комплектации бригад: с обычным водителем, санитаром-водителем и фельдшером-водителем. Медик-водитель работает не более 12 часов, из которых 9 часов находится за рулем. Пилотные проекты сейчас отрабатываются несколькими бригадами в Санкт-Петербурге и Сочи.
— В последнее время началось разделение функции скорой и неотложной помощи. Но никто из пациентов не понимает, в чем смысл этого разделения, из каких соображений и кто принимает решение, какая помощь нужна человеку, позвонившему в 03.
— Скорая помощь оказывается в экстренной и неотложной форме. В первом случае речь идет об угрожающих жизни состояниях, критерии оценки которых содержатся в Порядке. В частности, это могут быть нарушение сознания, дыхания, кровотечение, внезапный болевой синдром, угроза прерывания беременности и т. д. При заболеваниях, требующих медицинского вмешательства, но не представляющих видимой угрозы жизни, оказывается неотложная помощь.
Решение о том, какая именно помощь нужна, в каждом конкретном случае принимают фельдшер или медсестра по приему вызовов (диспетчер).
Как правило, это опытные сотрудники, много лет проработавшие на линии. Вызов, который не передается бригаде скорой помощи, переадресовывается в поликлинику, и к больному будет направлен врач. Если в данный момент нет экстренных вызовов, то на неотложный вызов направляется первая освободившаяся бригада «скорой».
Разделение это сделано для того, чтобы скорая помощь не отвлекалась на «непрофильную» работу, которую должна выполнять поликлиника. И те, кто нуждается в экстренной помощи, могли бы получить ее своевременно.