В среду вечером Владимир Путин встретился с московскими педагогами и директорами школ. На встрече присутствовали учитель истории гимназии № 1505 Антон Молев, директор гимназии № 1520 Вита Кириченко, директор гимназии № 1519 Николай Сирый, заведующая детским садом № 2336 Ирина Павленко. Беседа прошла после приема, посвященного началу учебного года, который проходил в Геологическом музее и собрал преподавателей и директоров московских школ — лауреатов госпремий.
На встрече педагоги изложили президенту несколько инициатив по усовершенствованию единого госэкзамена. В частности, они предложили сделать открытой базу заданий ЕГЭ, что позволит учителям вместе со школьниками проработать все задания. Однако основной причиной появления проекта открытого банка ЕГЭ стали многочисленные нарушения во время сдачи экзаменов в нынешнем году, когда большинство вариантов заданий, которые в теории должны держаться в секрете до последнего момента, попали в интернет за несколько дней до дат испытаний. Благодаря этому школьники смогли решить свой вариант дома (или скачать ответы в сети) и прийти с готовыми ответами на экзамен.
Об открытом банке заданий к единому госэкзамену говорят уже не первый год. По мнению экспертов, он сведет на нет все утечки, поскольку вариант, который достанется школьникам на экзамене, будет определяться непосредственно в день проведения ЕГЭ. Поэтому уже не нужно будет выкладывать задания в сеть, если они и так будут доступны каждому. Однако все эксперты сходятся в том, что необходим обширный банк заданий, в котором было бы от 500 вариантов по каждому предмету.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов также высказывался за открытый банк заданий. «Нужно сделать его шире, разрабатывать дополнительные варианты, которые можно использовать в случае форс-мажорных обстоятельств», — говорил министр на заседании Общественной палаты, посвященном вопросам ЕГЭ.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, как председатель комиссии Общественной палаты по развитию образования, неоднократно поддерживал эту инициативу. «Мы предлагаем к лету 2015 года создание открытого федерального банка контрольно-измерительных материалов первой и второй частей. Нужно вывесить его в интернете. Как только количество вопросов превышает определенный уровень, пять или шесть тысяч вопросов, становится бессмысленно их зубрить, гораздо проще овладеть курсом», — подчеркивал Кузьминов.
Начальник управления оценки качества образования Рособрнадзора Евгений Семченко тоже говорил о возможности создания открытого банка заданий ЕГЭ по разным предметам.
Сейчас открытый банк заданий ЕГЭ существует только по математике: все задания частей А и Б доступны для школьников и выложены в сети. Правда, самые сложные задания части С, которые требуют обозначить вариант решения задачи, в сеть не выкладываются.
Однако в реализации подобной идеи есть свои сложности. Разработчики заданий ЕГЭ неоднократно говорили, что создание банка заданий — это весьма трудоемкий процесс. Так считает, к примеру, председатель Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по физике Марина Давыдова. «Я готова создать открытый банк заданий по физике и выставить его на всеобщее обозрение. Но меня настораживает формирование большого количества вариантов контрольно-измерительных материалов, поскольку быстро они не делаются», — рассказывала эксперт.
Кроме того, из неочевидных минусов такого банка заданий — появление решебников наподобие «Все решения ЕГЭ» или создание приложений для смартфонов, которые также позволят нарушать честность проведения экзамена.
Среди инициатив по усовершенствованию ЕГЭ, которые предложили учителя на встрече с президентом, прозвучала идея сдачи экзамена в электронном виде на базе специальных центров, а не школ. Это позволит, по мнению педагогов, сделать систему проведения экзамена более открытой и обеспечить независимый контроль. Кроме того, учителя предлагают дать возможность школьникам сдавать ЕГЭ несколько раз до момента поступления в вуз, благодаря чему можно снизить психологическую нагрузку на учеников во время экзамена.
Президент предложил учителям оформить предложенные инициативы, а он, в свою очередь, сделает соответствующее поручение по этому поводу. Врио мэра Москвы Сергей Собянин, также принимавший участие во встрече, добавил, что передаст все изложенные идеи в Министерство образования и науки.