В вторник в Мосгорсуде на заседании по делу 30-летнего юриста Дмитрия Виноградова, обвиняемого в расстреле коллег в офисе аптечной сети «Ригла», выступили сотрудники службы безопасности фирмы. Они рассказали, как окрещенный в СМИ «русским Брейвиком» автор манифеста о ненависти к «человеческому компосту» пронес два охотничьих ружья и больше ста патронов в здание, где убил пятерых своих коллег и одного случайного мужчину, пришедшего на собеседование.
В суд, как обычно, пришли несколько родственников убитых и больше десятка журналистов.
Первым показания давал сотрудник частного охранного предприятия Максим Мурашов. К 7 ноября 2012 года, когда произошла трагедия, он уже около десяти лет проработал охранником, контролируя вход в офисное здание. Рассказать о событиях 7 ноября прошлого года Мурашов смог немного. В то утро он вместе со своим напарником видел, как Виноградов зашел в здание с большим черным рюкзаком за спиной, не вызвав никаких подозрений.
«У нас многие приходят на работу с вещами, с чемоданами, так как часто ездят в командировки, — отвечал Мурашов на вопросы прокурора. — Мы не имеем права досматривать сотрудников. Рамка (металлоискателя. — «Газета.Ru») была, но она лет пять не работала».
Между тем, по версии обвинения, в тот день Виноградов приехал на работу с тщательно продуманным планом расстрела коллег. Для этого в рюкзаке он принес заранее приобретенные охотничьи ружья 12-го калибра — «Вепрь-12» и Benelli M3 — и более сотни патронов к ним. Оружие из сумки Виноградов достал только в туалете на третьем этаже здания, где также снял куртку и надел на себя разгрузочный жилет.
Уже выйдя из туалета, он направился на лестничную площадку, где между третьим и четвертым этажами выстрелил в голову Дениса Моисеева, который пришел устраиваться на работу. Затем поднялся на четвертый этаж, где в двух кабинетах расстрелял в общей сложности шесть человек. Одну из жертв — сотрудницу «Риглы» Ярославу Сергенюк — удалось спасти врачам Института имени Склифосовского.
В итоге, по словам свидетелей, остановил Виноградова руководитель финансово-экономического отдела компании «Ригла» Юрий Марченко, который в начале стрельбы спрятался под столом, а затем, выбрав удачный момент, набросился на стрелка со спины. На его крики о помощи во время борьбы со стрелком прибежали сотрудники службы безопасности Сергей Новиков и Владимир Багдасарян.
Во вторник оба они рассказали об этом в суде.
«Это я, я его задержал!» — хвастался журналистам в коридоре мужчина полного телосложения — ведущий специалист службы безопасности Сергей Новиков.
«Услышали хлопки, крики на этаже. Когда забежал в кабинет, увидел человека, который сидел, наклонившись к полу, у него полголовы не было, — описывал свидетель происходящее в тот день в офисе аптечной сети. — В кабинете стоял мужчина в черной форме, с оружием. Я подумал — инкассатор». По словам Новикова, когда он увидел на полу тела сотрудников, то принял решение обезвредить вооруженного мужчину и завалил его на пол. Затем к нему на помощь подскочил Багдасарян. О действиях Марченко в этот момент Новиков не вспомнил.
«Он был в шапке-маске и перчатках. Я снял ремень, скрутил его. Принесли скотч. Связали», — продолжал свидетель.
Тут не выдержал Виноградов, до того обычно молча сидевший в пуленепробиваемом «аквариуме» для подсудимых: «А вы уверены, что была шапочка? Не было никакой шапочки-маски!»
«Это не самое главное — была ли шапочка!» — отреагировал Новиков.
Следующим выступал другой участник задержания, Багдасарян.
«Иногда обидно, что эти менты в Белгороде (полицейские, задержавшие убийцу нескольких человек Сергея Помазуна, одного из которых тот ударил ножом в лицо. — «Газета.Ru») получили чуть ли не героя России!» — возмущался свидетель в коридоре суда.
Он тоже рассказал, как поначалу принял Виноградова за инкассатора, а затем помог скрутить его.
«Мне хотелось дать ему его же автоматом, — признался журналистам Багдасарян. — Но мне сказали: «Володя, не трогай его». По словам свидетеля, Виноградов до последнего сопротивлялся и пытался вырваться. Когда его окончательно скрутили, он стал просить: «Застрелите меня!»
«Он был такой серой мышкой, офисным планктоном. И поэтому его практически никто не знал, его знал определенный круг людей из финансового отдела. Слышал, якобы его там оскорбляли, над ним подшучивали. Я думаю, он насмотрелся всяких стрелялок», — рассказывал Багдасарян. В это время Виноградов, опустив голову, молча слушал свидетеля. Тот подчеркнул в конце, что Виноградов активно сопротивлялся и имел с собой такое количество патронов, что мог перестрелять еще много людей.
Заслушав показания всех свидетелей, судья объявил перерыв, уточнив, что на следующем заседании будут изучаться письменные материалы дела.