Хамовнический суд Москвы в четверг санкционировал арест 30-летнего безработного москвича Ильи Калашникова, обвиняемого в попытке организовать похищение и убийство президента Фондсервисбанка Александра Воловника. Об операции по задержанию неудавшегося похитителя столичные полицейские сообщили в ночь на среду: подставными похитителями и киллерами оказались оперативники уголовного розыска.
Весь день накануне понадобился сотрудникам Следственного комитета, чтобы провести необходимые следственные действия и предъявить обвинение. Только утром в четверг Калашникова доставили в здание суда, где с самого начала рабочего дня дежурили журналисты.
Молодой следователь вместе с прессой больше часа ждал, пока судья Олеся Устинова закончит рассматривать вопрос о лишении прав очередного автолюбителя, и даже успел переодеться из гражданской одежды в форму лейтенанта СК, но пообщаться с прессой не пожелал.
По данным следствия, Калашников решил нанять людей, чтобы похитить банкира Воловника, у которого он до этого вымогал «не менее 200 млн рублей». Для этого безработный москвич якобы начал подыскивать исполнителя, который должен был похитить банкира и его охранника, а затем убить обоих за вознаграждение в 25 млн рублей. В итоге на Калашникова вышли оперативники МУРа, предложившие ему свои услуги.
Под видом киллеров двое сотрудников полиции инсценировали похищение и пригласили заказчика в гараж в районе Щукино. По версии полицейских, пьяный Калашников пришел в гараж и приготовился пытать двух оперативников с мешками на головах, изображавших банкира и его телохранителя. «В момент вымогательства денежных средств подозреваемый был задержан сотрудниками правоохранительных органов», — говорится в сообщении СК.
На кадрах оперативной съемки, сделанных сразу после задержания, предполагаемый организатор преступления отверг все обвинения в свой адрес.
«Это гараж моего отца, вот я сюда и приехал. Приехал взять банки с огурцами», — заплетающимся языком пояснил Калашников.
Заседание началось с вопросов о личности обвиняемого. Калашников оказался москвичом с высшим образованием, временно не имеющим постоянного места работы, женатым и имеющим на иждивении пятилетнего ребенка. Молодой мужчина в клетке для подсудимых выглядел несколько растерянно и явно нервничал — в суде он оказался впервые. Ни жена, ни кто-либо из родственников поддержать его не пришли.
Перед началом рассмотрения ходатайства следователя о заключении обвиняемого под стражу Калашников заявил, что отказывается от услуг государственного адвоката.
«Отказываюсь от услуг этого адвоката. Хочу, чтобы меня защищал мой адвокат», — заявил Калашников. Тогда судья поинтересовалась, есть ли у обвиняемого защитник, с которым заключено соглашение.
«Ваша честь, мне не дали воспользоваться правом на телефонный звонок. Мне отец передал, что мне наймут адвоката», — объяснял обвиняемый. Судья уточнила, сколько времени понадобится, чтобы найти защитника. «Неделя», — произнес Калашников. Тогда его попросили написать заявление об отказе от назначенного защитника. Адвокат Иван Кржижановский идею своего подзащитного, посовещавшись с ним, поддержал. Впрочем, судья Устинова решила, что право на защиту Калашникова не нарушено, и постановила продолжить заседание с участием Кржижановского.
Следователь и прокурор кратко пояснили суду необходимость ареста. По их мнению, обвинение в четырех тяжких преступлениях — двух покушениях на убийство, приготовлении к похищению и вымогательстве, а также «аморальный образ жизни» Калашникова подразумевают, что он может скрыться от следствия и уничтожить доказательства по делу.
«Я не понимаю, что под аморальным образом жизни имел в виду следователь. У меня несовершеннолетний ребенок и жена, никуда я скрываться не буду», — заявил суду предполагаемый похититель.
Защитник также возражал, предлагая применить к задержанному иные меры пресечения. Уточнять слова следователя об образе жизни судья не посчитала нужным. Удалившись ненадолго в совещательную комнату, она скороговоркой зачитала постановление об аресте обвиняемого до 21 октября.
Следователь от комментариев отказался, так и не прояснив, что связывало безработного москвича с 52-летним Воловником, чей банк, согласно информации на официальном сайте, является партнером предприятий космической отрасли и обладает лицензиями на работу, связанную с использованием сведений, составляющих гостайну.
Кстати, личным советником Воловника в банке в 2010 году была назначена сотрудница российской разведки Анна Чапман, депортированная в том же году из США.
Между тем за соглашение с оперативниками о доставке банкира в отцовский гараж Калашникову по ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 33, п.«з» ч. 2 ст. 105 УК (покушение на убийство, сопряженное с вымогательством), п.«з» ч. 2 ст. 126 УК (покушение на похищение), ст. 163 УК (вымогательство) грозит до 20 лет лишения свободы.