В пятницу апелляционная комиссия по уголовным делам Алма-Атинского областного суда постановила освободить бывшего начальника погранзаствы «Сары-Боктер» Алексея Фомина, передает агентство «Новости Казахстана». Он был приговорен к трем годам лишения свободы, но отбыл из них всего восемь месяцев. Фомин был обвинен в сокрытии массового убийства на погранпосту «Аракан-Керген» — в мае 2012 года там были расстреляны, а затем сожжены 14 пограничников и егерь. Суд решил, что бойцов убил один 20-летний солдат Владислав Челах.
Пост «Аракан-Керген» должен был регулярно связываться с Ушаральским погранотрядом и докладывать обстановку на территории.
Следствие считало, что командир поста договорился с Фоминым, что они будут прикрывать друг друга, если связь будет отсутствовать.
Поэтому, когда с постом пропала связь, глава погранзаставы «Сары-Боктер» попросил своего связиста позвонить в погранотряд от имени коллеги из «Аракан-Керген», передает казахстанское издание Uralsweek. «Фомин при личном составе признался, что дал команду не говорить погранотряду об отсутствии связи с погранпостом, — заявил на допросе бывший начальник Ушаральского пограничного отряда Сержан Нуржанов, — что у него была договоренность с командиром погранпоста покойным капитаном Кереевым». По версии обвинения, Фомин скрывал отсутствие связи с постом в течение двух дней.
Впрочем, Фомин отрицал это. Он заявлял в суде, что у него не было в обязанностях держать связь с постом, так что он просто не мог быстро узнать о потере связи. Фомин был уверен, что из него делают крайнего, так как ответственность за связь с постом нес Ушаральский погранотряд. По инструкции их связисты должны были созваниваться каждые два часа, а в случае если никто не отвечает, к посту должны были быть направлены вертолеты. Судя по всему, за два дня никто не вылетел к границе проверить, почему молчит пост.
Процесс по делу Фомина был переведен в закрытый режим — в суде обсуждались внутренние документы пограничной службы. Адвокатам запретили рассказывать прессе о заседаниях.
Следствию не удалось полностью доказать вину Фомина, и с него были сняты наиболее серьезные обвинения — в бездействии и превышении полномочий.
Остались обвинения в незаконном хранении боеприпасов и служебном подлоге. В декабре 2012 года он был приговорен к трем годам колонии общего режима с запретом занимать в течение четырех лет должности в госорганах.
Весной Фомин подал ходатайство об условно-досрочном освобождении, которое было удовлетворено.
Массовое убийство на погранзаставе «Аркан-Керген» в Алма-Атинской области Казахстана произошло 28 мая 2012 года. По данным следствия, в эту ночь Челах дежурил по казарме и имел доступ к оружию сослуживцев. В пять часов утра, когда все пограничники, кроме него и часового, спали, он покинул казарму, обманом выманил часового за территорию поста и убил его, утверждают следователи.
Затем, по их данным, Челах вернулся в казарму и расстрелял девятерых спящих сослуживцев и тех, кто проснулся.
После этого он якобы начал стрелять с разных сторон и разбросал по казарме патроны, чтобы замести следы. Далее преступник облил постройки бензином и поджег их, а затем сжег и тело часового, которое лежало за территорией поста. Последним был убит егерь Руслан Ким, спавший в охотничьем домике в 150 метрах от поста. После этого Челах якобы переоделся в гражданскую одежду, взял пистолет Макарова, ноутбук, принадлежавший командиру поста капитану Алтынбеку Керееву, еду, мобильные телефоны и деньги сослуживцев, после чего ушел в горы. Он был пойман спустя неделю, 4 июня.
Сам Челах на заседании 5 декабря 2012 года огласил свою версию трагедии. По его словам, на погранзаставу напали люди азиатской внешности. О нападении на пост Челах якобы узнал от рядового Аганаса, который подбежал к нему с криками: «Бежим! На нас напали!» Челах увидел нескольких человек, одетых в гражданскую одежду, и побежал к домику егеря Руслана Кима. Егерь вышел в майке и трико и только растерянно смотрел на перепуганного солдата. Тогда Челах, по его словам, побежал к водопаду, который находился в полутора километрах от поста. За спиной он слышал «частые выстрелы, можно сказать, автоматные».
У водопада Челах, по его словам, спрятался в кустах и просидел там до позднего вечера. Когда он вернулся к погранзаставе, там были одни трупы. «Я пришел к выводу, что никто не поверит мне. Я остался один в живых, и мне пришла мысль поджечь заставу, чтобы все подумали, что я тоже сгорел», — заявил на суде Челах. Он собрал вещи убитых, чтобы потом их продать. Переоделся, оставив казенную одежду на посту. Забрал свой военный билет и карту местности (военные заявили, что это была секретная карта, поэтому в числе обвинения есть незаконное получение госсекретов). Затем Челах принес канистру с бензином, облил им пост и поджег его.
«Когда я обливал пол в столовой, то около стены увидел труп неизвестного мне мужчины азиатской национальности в гражданской одежде. Этот труп я также облил бензином», — рассказал Челах.
Он хотел найти лошадей, но те убежали, поэтому Челах скрылся пешком.
Что касается признательных показаний, пограничник заявил в суде, что давал их под действием пыток и обмана: «Все детали мне диктовали». Челах рассказал, что с ним беседовал некий подполковник Комитета национальной безопасности (КНБ), имени которого он не знает. Сотрудник комитета якобы сказал пограничнику, что знает о его невиновности. «Но чтобы не спугнуть виновных, я должен пока взять вину на себя, отсидеться, так как на свободе меня могут убить», — привел отрывок разговора с подполковником Челах.
Также он сообщил, как его заставили рассказывать сокамернику об убийствах и что он заранее был предупрежден, что в камере ведется видеонаблюдение. «Подполковник говорил мне, что виновных вот-вот задержат. Он говорил, что меня даже могут наградить за помощь. Меня развели как лоха», — заключил Челах. Родственники погибших солдат ему не поверили.
Челах был приговорен к пожизненному заключению. В мае 2013 года Верховный суд Казахстана оставил приговор в силе. Кроме того, ему предстоит возместить причиненный ущерб, который оценили в 7 млн рублей.