В среду в итальянском городе Гроссето начались основные слушания по делу капитана Франческо Скеттино, которого обвиняют в крушении круизного лайнера Costa Concordia, а также оставлении в опасности корабля, экипажа и его пассажиров. Судно, на котором было более 4 тысяч человек, затонуло в январе 2012 года после удара о скалы у острова Джильо. Тогда погибли 32 человека, еще двое до сих пор числятся без вести пропавшими.
На очередном заседании Франческо Скеттино вновь выступил с предложением заключить сделку со следствием в обмен на признание вины.
Адвокаты 52-летнего капитана сообщили, что, если обвинение будет согласно на признание вины, Скеттино будет осужден на срок три года и пять месяцев.
Итальянская пресса назвала этот шаг бывшего капитана Costa Concordia последней отчаянной попыткой спастись.
Ранее пятеро других обвиняемых смогли заключить подобную сделку: это старший помощник капитана Чиро Амброзио, офицер судна Сильвия Короника, рулевой Якоб Русли Бин, директор бортовой гостиницы Манрико Джампедрони и координатор кризисного центра компании-судовладельца Costa Crociere Роберто Феррарини. Но заявление от Скеттино тогда было отклонено.
Прокуроры ранее заявили о намерении отправить капитана в тюрьму на 2697 лет: по восемь лет за каждого погибшего, пропавшего без вести или же оставленного на произвол судьбы человека, 15 лет — за непреднамеренное убийство и 10 лет — за преступную халатность. Но вероятнее, что обвинение будет просить для капитана 20 лет тюрьмы.
Защитники Скеттино настроены пессимистично. Один из них, Донато Лайно, пояснил прессе, что новое ходатайство было скорее формальностью, так как обвинение, скорее всего, откажет.
Судья вынесет свое решение в течение пяти дней. Но главный прокурор Франческо Верузио уже заявил журналистам, что обвинение выступает против инициативы капитана, сообщает AP. «Нет никаких сомнений в вине Скеттино. Единственный вопрос — какой срок он получит», — заявил прокурор.
Пассажирам затонувшего лайнера не нравится, что на скамье подсудимых будет только один Скеттино. Они говорят, что некоторые члены экипажа также бежали с корабля. «Я не сержусь на Скеттино, я злюсь на весь экипаж. Они вначале улыбались, но, когда почувствовали опасность, сбежали», — говорит 33-летний Джанлука Габриелли, спасшийся с Costa Concordia.
Среди прибывших в среду на процесс была также уроженка Молдавии 26-летняя Доминика Чемортан, которая была вместе со Скеттино в рубке, когда корабль ударился о скалы. Скеттино пригласил ее, чтобы показать красоту берега. Она находилась на судне без билета, а ее вещи были найдены в каюте капитана.
Девушка также подала гражданский иск против капитана. Перед журналистами она опровергла слухи о своем романе со Скеттино и добавила, что капитана-труса нельзя судить в одиночку.
«В этом процессе не может быть один виновный. Странно видеть только одного человека на скамье подсудимых. Это не автокатастрофа, это крушение корабля», — цитирует Чемортан International Business Times.
В среду в зале театра, который отведен для судебных заседаний, было много свободных мест — судья занимался в основном процедурными вопросами. В частности, он решал, когда будут вызываться для дачи показаний 347 свидетелей.
Скорее всего, они предстанут перед судом только в сентябре, так как в августе судьи Италии обычно уходят в отпуск. Источники в судебной системе прогнозируют, что процесс может затянуться до весны следующего года.
В день катастрофы, 14 января 2012 года, на борту лайнера находились около 4200 пассажиров и членов экипажа. Круизный корабль Costa Concordia длиной 290 метров напоролся на рифы неподалеку от острова Джильо у берегов Тосканы. По одной из версий, Скеттино подвел лайнер близко к берегу, чтобы поприветствовать своего приятеля, прежнего капитана Costa Concordia, проживающего на острове. На допросах он, однако, заявлял, что просто допустил ошибку при навигации.
«Крушение произошло в 21.45 вечера. Капитан отдал приказ бросить якорь и лично пошел смотреть, что случилось. После этого он поднялся к пульту, сказал, что все плохо, — рассказал «Газете.Ru» один из пассажиров лайнера россиянин Сергей Алфимов. — Затем судно зацепило другой риф и получило пробоину, крен пошел на левый борт. Это было примерно в 22.30. Затем судно стало неуправляемым, и его стало сносить».
Алфимов вспоминает, что сначала паники не было, хотя люди старались побыстрее попасть на четвертую палубу, где находились спасательные шлюпки. Потом на лайнере погас свет, палуба накренилась, по громкоговорителю начали передавать о неполадках в генераторе. Под натиском толпы россиянин попал в шлюпку, но она была переполнена. Команда долго не могла спустить ее на воду. Крен был очень сильный. Когда ее отпустили, она полетела вниз и упала на нижнюю палубу. Люди в панике выбирались из накренившейся шлюпки через люки в крыше. Снова оказавшись на борту, Алфимов и его семья были вынуждены ждать еще три часа до прибытия спасательной команды. «На берег нас отвезли на шлюпках — последними, уже с членами команды. На часах было 3.45 ночи», — говорит он.
Как выяснили следователи, капитан лайнера покинул гибнущий корабль и сел в шлюпку одним из первых. Поэтому его также обвиняют в оставлении судна в опасности.
Огромное судно затонуло на мелководье у берегов Тосканы и до сих пор находится там.