Верховный суд Финляндии отказался вернуть россиянке Римме Салонен сына Антона, подтвердив, таким образом, решение нижестоящей инстанции, сообщает агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на финского правозащитника Йохана Бекмана. «Мы сегодня получили информацию о том, что Верховный суд Финляндии принял окончательное решение — отказался вернуть сына Римме Салонен», — уточнил Бекман.
Впрочем приговор в силу еще не вступил, и Салонен тут же подала новый иск в суд первой инстанции с повторным требованием вернуть ей сына: по финскому законодательству, апелляцию по делам об опекунстве можно подавать сразу же.
Сам Антон сейчас находится у 70-летнего отца Пааво Салонена.
«Антон родился после развода, он жил у Риммы Салонен всю жизнь до того, как его незаконно увез отец. До сих пор ситуация не решена. Римма поступила правильно, когда подала новый иск. Антон должен жить у нее. Финские дипломаты и политические деятели, которые поддерживают изъятие Антона у матери, должны быть наказаны. Это грубое издевательство, — заявил правозащитник Йохан Бекман. — По российским законам Римма Салонен не лишена родительских прав, а у Антона есть гражданство РФ».
Пааво Салонен, в свою очередь, попросил бывшую жену не начинать новую судебную тяжбу: он утверждает, что суд может занять до четырех лет и у него нет денег, чтобы оплачивать судебные расходы.
История, поставившая по разные стороны баррикад бывших супругов Салонен, началась в 2008 году. К этому моменту Римма и Пааво Салонен уже несколько лет были в разводе и по решению суда финского города Тампере опеку над Антоном поручили отцу. В марте 2008 года Римма Салонен уехала с сыном, которому тогда было пять лет, из Финляндии в Россию и, как говорит ее бывший муж, исчезла.
Пааво Салонен пытался искать сына через финское посольство в России, но, не добившись успеха, принялся за поиски сам. Спустя некоторое время финн выяснил, что бывшая жена поселилась в городе Балахна Нижегородской области, и отправился на встречу с сыном.
По словам отца мальчика, увиденное в Балахне привело его в ужас. «Антон находился в условиях, непригодных для жизни», — цитирует Салонена его друг Кости Хейсканен. «Из-за постоянных переездов и отсутствия работы у Риммы быстро кончились деньги, и содержать сына ей было не на что. Пока Пааво добивался возвращения Антона домой, он фактически содержал сына и бывшую жену — пересылал деньги, привозил мальчику одежду из Финляндии», — рассказал Хейсканен.
За несколько месяцев Пааво Салонен развернул активную кампанию по возвращению сына – ему удалось доказать в суде Балахны, что бывшая жена незаконно оформила Антону российское гражданство. Но, несмотря на это, увезти сына в Финляндию сразу Салонен не смог. Бывшая супруга, у которой он забрал сына и увез к себе в гостиницу, несколько раз подавала заявления в милицию о том, что Антон похищен.
В местном ГУ МВД на заявления Риммы Салонен реагировали в пользу ее бывшего супруга, и в конце концов Пааво Салонен забрал Антона из Балахны и двинулся в Санкт-Петербург, надеясь, что генконсульство Финляндии ему поможет. Однако согласования тянулись так долго, что он принял решение перевезти Антона через границу тайно — в багажнике автомобиля, принадлежавшего сотруднику финского консульства в Петербурге Симо Пиетилю. Пааво Салонен говорит, что за полгода скитаний с матерью по российской глубинке сын разучился говорить по-фински, сильно похудел и стал часто болеть.
С тех пор тянется финско-российская судебная тяжба:
в 2009 году финский суд приговорил Римму Салонен к полутора годам заключения условно и выплате компенсации в размере 25 тыс. евро. Римма Салонен, в свою очередь, просила финский суд предоставить ей временную опеку над сыном, но пока что суд два раза ей отказывал. В 2011 году женщине предоставили право встречаться с сыном два раза в месяц под надзором социальных работников, а год спустя — один раз в неделю не более четырех часов, и разрешил, с согласия отца, проводить еще одну пятичасовую встречу.
Представитель Риммы Салонен Йохан Бекман уверен, что все решения финского суда нарушают права Риммы Салонен и ее сына и носят политический, русофобский характер.