В среду исполнилось два года со дня крупнейшей в истории российского речного транспорта катастрофы пассажирского теплохода «Булгария». Выжившие в катастрофе, а также родственники погибших — всего порядка 250 человек — приехали в село Сюкеево Камско-Устьинского района, напротив которого в трех километрах от берега затонула «Булгария».
Участники поминальной церемонии возложили цветы к стене памяти с выбитыми золотыми буквами именами погибших пассажиров и изображением теплохода. Мемориал, включающий помимо стены часовню и мечеть, был возведен к первой годовщине трагедии.
Те, кто не смог поехать в Сюкеево, направились в казанский речной порт, откуда «Булгария» ушла в свой последний рейс, чтобы опустить траурные венки в воду и положить рядом с мемориальной доской новые мягкие игрушки.
Двухпалубный дизель-электроход «Булгария», построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля 2011 года во время грозы в Куйбышевском водохранилище.
Судно ушло под воду в течение нескольких минут. Катастрофа развивалась столь стремительно, что экипаж не успел подать сигнал бедствия: радиорубка уже была под водой. Из 201 человека, находившихся на борту, выжить удалось лишь 79.
Накануне судья Московского районного суда Казани Сергей Якунин объявил трехдневный перерыв в судебном заседании по делу о гибели судна: об этом ходатайствовали сами потерпевшие, заявившие о намерении съездить в Сюкеево и помянуть погибших. Заседание суда продолжится в понедельник, 15 июля.
Судебный процесс, напомним, стартовал в Казани 6 мая. Первые несколько заседаний прошли в зале ДК «Юность», расположенного на самой окраине Казани. Однако после многочисленных жалоб потерпевших и их заявлений о том, что «суд специально затягивают, проводя его у черта на куличках, чтобы было как можно труднее добираться», было принято решение, что последующие заседания пройдут в стенах Московского районного суда.
Однако сами потерпевшие проявляют удивительную пассивность, игнорируя повестки, SMS-сообщения и личные приглашения со стороны судебных приставов. В результате дошло до того, что 5 июля одного из потерпевших в зал суда и вовсе доставили в наручниках.
На скамье подсудимых — пятеро обвиняемых: субарендатор теплохода, гендиректор ООО «АргоРечТур» Светлана Инякина, старший эксперт Камского участка ФГУ «Российский речной регистр» Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирек Тимергазеев, его бывший подчиненный — главный государственный инспектор Владислав Семенов, а также старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов.
Следствие пришло к выводу, что всем им было доподлинно известно о неудовлетворительном техническом состоянии теплохода, что, однако, не стало препятствием для вывода судна в рейс.
В частности, у «Булгарии» не работали оба основных двигателя. Позже, во время обследования судна бригадой водолазов, выяснилось, что у теплохода был еще и пробит топливный отсек.
Причем пробоину судно получило, когда швартовалось в Булгарах: в акте освидетельствования, датированном 5 августа 2011 года, значится, что часть повреждений «получена при движении задним ходом».
Экспертиза также подтвердила, что повреждения топливного отсека были эксплуатационными, то есть полученными при плавании. Данные экспертизы подтверждают и показания выживших, которые, выныривая из воды, оказывались «в чем-то масляном».
Наконец, на судне была произведена перепланировка, значительно усложнившая, а для многих сделавшая и вовсе невозможной эвакуацию. Именно по этой причине не удалось спастись 28 погибшим детям: почти всем им удалось выбежать из музыкального салона, когда судно начало тонуть, но затем малыши натолкнулись на ограждения в коридорах перестроенного трюма.
Два судебных процесса по делу о «Булгарии» уже состоялись: ранее были осуждены капитаны сухогрузов «Арбат» и «Дунайский-66» Юрий Тучин и Александр Егоров. Оба они прошли мимо терпящего бедствие судна, не предприняв попыток к спасению пассажиров и членов экипажа. Оба были оштрафованы: Тучин — на 130 тысяч рублей, Егоров — на 190 тысяч рублей.
Четверо из пяти нынешних обвиняемых, за исключением находящегося под подпиской о невыезде бывшего первого помощника капитана судна Рамиля Хаметова, свою вину не признают.
Суд приступит к допросу обвиняемых только после того, как закончится опрос всех потерпевших.