Инициативная группа из числа жителей Крымска обратилась с призывом принять участие в акции памяти жертв наводнения еще за несколько недель до годовщины трагедии. Обращение опубликовали в социальных сетях и местной газете «Электрон-ТВ». Место проведения «Ночи скорби» выбрали не в центре, а наоборот, ближе к окраине, на въезде в Крымск, где волна вошла в город. Акцию планировали провести в ночь с 6 на 7 июля – именно в то время, когда год назад стихия обрушилась на Крымск. Но согласовать акцию так и не удалось, и инициативной группе пришлось присоединиться к официальному мероприятию, запланированному городской администрацией.
Организаторы мероприятия с уведомлением о проведении массового мероприятия обратились в администрацию. Чиновники провели с ними «профилактическую беседу»: людям настоятельно рекомендовали присоединиться к официальному вечеру памяти и оставить идею провести свою акцию. Отказ мотивировали тем, что, во-первых, скопление людей грозит их же безопасности, во-вторых, сослались на ст. 9 ФЗ № 54, согласно которой пикеты и шествия разрешены только с 7.00 до 22.00.
«У нас не было сомнений, что все пройдет спокойно, без эксцессов, — рассказала «Газете.Ru» одна из организаторов «Ночи скорби», — но после профилактической беседы в администрации мы стали опасаться: действительно, кто-то может устроить провокацию, и снова пострадают люди».
Официальное мероприятие, согласно планам крымской администрации, пройдет 6 июля в 21.30 в центре города — на месте, которое не пострадало от затопления. В парке, где запланирована акция, все последние дни шла установка памятного монумента. Его возведение также стало предметом недовольства местных жителей.
Жители Крымска возмущены тем, что чиновники не посоветовались с жителями о месте строительства памятника. Не говоря уже о подаче и задумке монумента: «В городе было наводнение, а не землетрясение и бомбежка».
Дети Крымска тоже не остались без дела. Их привлекли к участию в театральной постановке в день открытия памятника. По режиссерской задумке, школьники будут изображать наводнение и стихию.
Мощное наводнение в Крымске произошло в ночь на 7 июля 2012 года. В регионе шли длительные ливни. Специалисты ГУ и ЧС Краснодарского края, по заверениям местных властей, несколько раз распространили штормовое предупреждение – 5 и 6 июля. Последняя информация поступила в Крымский район в 22.30. Спустя сутки глава района Василий Крутько уверял президента России Владимира Путина, что сразу после получения предупреждения в администрации было проведено заседание, расписано, куда ставить технику, как информировать население. В действительности люди так и не были оповещены. Вода сошла с гор потоками, они вливались в реки Баканка и Неберджай, которые слились в реку Адагум. Объединившись, потоки образовали семиметровую волну, которая пошла на Крымск. В городе сработала лишь одна сирена из трех. Многие жители утонули во сне — они не проснулись, когда вода заливала их дома. Всего погибли 153 человека.
Через три недели были арестованы четыре чиновника — глава Крымского района Василий Крутько, глава Крымска Владимир Улановский, глава селения Нижнебаканское Ирина Рябченко, а также и. о. руководителя управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты Крымского района Виктор Жданов. Рябченко была отпущена впоследствии под подписку о невыезде, остальных арестовали. Все четверо входили в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. То есть именно они, по данным следствия, должны были контролировать вопросы безопасности — насколько замусорены и заилены русла рек, работает ли в случае необходимости система оповещения. Они должны были вовремя отдать приказ о введении режима ЧС и эвакуации людей, утверждают следователи. В ноябре им были предъявлены обвинения. «Крутько, Улановскому и Рябченко предъявлены обвинения в служебном подлоге (ч. 2 ст. 292 УК) и халатности, повлекшей по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 293 УК), последняя статья также предъявлена Жданову, кроме того, он обвинен в покушении на мошенничество (ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК)». Максимальное наказание только по ч. 3 ст. 293 УК — семь лет лишения свободы. Суд по делу продолжается.