Член Общественной палаты и глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин высказал свою позицию в отношении грядущей реформы РАН. «Наука должна оставаться независимой, она не должна превращаться во что-то, что оценивалось бы только с точки зрения немедленной коммерческой или политической выгоды», — заявил представитель РПЦ.
Священник отметил, что изменения необходимы в административной части научного сообщества.
«Административные должности в науке предполагают не только администрирование, но и эффективную научную деятельность, а некоторые люди, занимающие эти должности, не публикуют статей, почти не выступают, некоторых из них вряд ли кто-то знает», — сказал Чаплин.
В связи с этим он предложил подумать над тем, чтобы «ввести критерии дееспособности руководителей науки, лиц, которые занимают в системе академии наук и ее институтов ответственные должности».
Кто именно мог бы выработать эти критерии и кто занимался бы соблюдением соответствия им, протоиерей не уточнил. Так же как и то, планирует ли церковь принимать какое-либо участие в воплощении такой идеи. Но, учитывая нынешние реалии российской жизни, подобная инициатива может открыть перед церковью новые перспективы по развитию российской науки.
В последнее время церковь все активнее присутствует в жизни общества, в том числе в научной сфере. В октябре прошлого года РПЦ дебютировала в национальном исследовательском ядерном университете МИФИ открытием кафедры теологии. Начало богословскому образованию в среде физиков-ядерщиков положил председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Ранее он принял участие в заседании ученого совета вуза, где заявил, что введение богословия в программу технического вуза прежде всего обеспечит обучающимся всестороннее развитие.
Инициатива породила бурные дискуссии. Так, многие ученые высказывались резко против присутствия РПЦ на территории технического вуза. Заведующий отделом обработки астрофизических наблюдений Физического института им. П. Н. Лебедева Сергей Лихачев счел открытие кафедры теологии в МИФИ политической конъюнктурой, а выпускник МИФИ, сотрудник Института теоретической физики им. Ландау Сергей Пархоменко заявил, что это противоречит духу института.
«Сама суть науки не в том, чтобы поверить во что-то, а потом это проверить. Студентов учат другому. Их учат испытывать природу — пытаться объяснить, что получилось из эксперимента. Эксперимента по присутствию бога еще никто не смог поставить, — пояснил Пархоменко «Газете.Ru». — Для развития науки идея бога не нужна».
В свою очередь, священники утверждают, что открытие в МИФИ кафедры теологии вполне в рамках европейской образовательной традиции. «Такая кафедра есть в Сорбонне и других университетах мира, — сказал настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский. — Ее посещают и агностики, и атеисты, и верующие. Она имеет такое же практическое применение, как иная дисциплина».
Примеру МИФИ этим летом последовал и Российский федеральный ядерный центр (РФЯЦ) в Сарове. Там будет создан научно-духовный центр на базе РФЯЦ и Свято-Успенского мужского монастыря. Переговоры о создании центра ведут замминистра экономического развития Андрей Клепач, замминистра сельского хозяйства Игорь Манылов, руководитель патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Милкин, заместитель председателя Синодального информационного отдела Русской православной церкви Игорь Мещан, глава администрации Сарова Валерий Димитров и представители РФЯЦ.
Представители РФЯЦ пока что воздерживаются от комментариев, а в РПЦ сообщают, что в научно-духовном центре будут проводиться конференции и другие мероприятия с целью налаживания диалога между представителями научных кругов и церкви.
Впрочем, протоиерей Всеволод Чаплин объяснил «Газете.Ru», что курс на взаимодействие ученых и церкви — это не последнее нововведение РПЦ, а уже давно работающая модель. «Отношения РПЦ с ученым миром всегда были очень интенсивные, начиная с 1990-х годов. У нас есть совместные проекты, например, православная энциклопедия, есть постоянный диалог, диспуты, в которых мы участвуем, — рассказал Чаплин. — Церковь и наука часто высказываются в унисон относительно многих проблем жизни страны и мира, будь то перспективы мировой экономики, экологические проблемы, развитие наук или многие аспекты философии. Так что диалог ведется интенсивный».
По словам главы синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, диалог с РПЦ инициируют ученые, а не представители РПЦ.
Бывший настоятель Петропавловского храма деревни Павловское Домодедовского района священник Дмитрий Свердлов, запрещенный в служении на пять лет, полагает, что о тенденции диалога между научным сообществом и РПЦ говорить еще рано. «Пока непонятно, будет это диалогом или просто фактом присутствия», — заявил Свердлов. Отец Дмитрий предположил, что подобные попытки взаимодействия церкви и науки могут быть нацелены на то, чтобы убрать необоснованную дистанцию между церковью и обществом.
«В последние три-четыре года многое сделано, чтобы духовенство присутствовало в обществе. Это часто принимало уродливую форму, — считает священник. — Все упирается в исполнителей. Общий уровень исполнителей не очень высок, чтобы говорить, что этот проект мог иметь существенный прогресс».