Убийство на прошлой неделе в Лондоне британского солдата Ли Ригби исламскими экстремистами вызвало в стране рост антиисламских настроений. Исследование Службы национальной статистики Великобритании показало, что в отличие от христиан, количество которых в стране сокращается с каждым годом, число мусульман постоянно растет.
Газета Daily Mail пишет, что, хотя королева является защитницей веры, что 26 епископов Англиканской Церкви заседают в палате лордов и что, по последней переписи населения 2011 года, в Англии и Уэльсе исповедуют христианство 33,2 млн человек, красноречивее всего о нынешнем состоянии религии в стране говорят визиты в церковь и мечеть.
В начале XVIII века, когда была открыта церковь Святого Георга на Кэннон-стрит-роуд в лондонском Ист-Энде, на воскресную службу приходили 1230 человек — именно на столько прихожан рассчитана церковь. На последней воскресной службе собрались 12 человек.
Неподалеку в церковь Святой Мэри, рассчитанной на 1000 прихожан, в воскресенье на службу пришли 20 человек. У располагающейся в этом же районе мечети, которая на самом деле вовсе не полноценная мечеть, а всего лишь молельная комната, арендованная у общественного центра и рассчитанная на 100 человек, главная проблема — переполненность. На улице на пятничную молитву собирается такое количество человек, на которое рассчитана церковь Святой Мэри.
Издание делает вывод о тенденции, показывающей, что христианство в Великобритании становится религией прошлого, а ислам — религией будущего. С этим согласны эксперты из Службы национальной статистики Великобритании, которые опубликовали мнение британцев о религии, полученное во время переписи населения 2011 года. В Англии и Уэльсе проживают 33,2 млн христиан, что составляет 59% жителей страны. Второй религиозной группой в стране являются мусульмане — их 2,7 млн человек (5% населения). И если количество христиан за десятилетие уменьшилось с 71,7% до 59,3%, то число мусульман за это время выросло с 3% до 4,8%.
Христианское население страны стареет, 25% христиан в Англии и Уэльсе — люди старше 60 лет. И, напротив, половина британских мусульман — это люди моложе 25 лет.
«Население Европы стареет, поэтому необходима рабочая сила. Существует большая дифференциация: высокооплачиваемые места заняты местным населением, а огромное количество рабочих мест, где требуется низкая квалификация или где ее вообще не требуется, предназначено для выходцев из третьего мира, а это в основном мусульмане, — рассказывает «Газете.Ru» глава центра стратегических исследований «Россия — исламский мир» Шамиль Султанов. — Иногда представляют, что сейчас орды мусульман нахлынули на Европу. Но это не так. Просто в Европе дефицит рабочей силы, так же, кстати, как и в России».
Как говорит Султанов, мусульмане, в отличие от выходцев из Индии, Латинской Америки, немусульманской Африки, не растворяются в социальной структуре. «Это особенность ислама, мусульмане сохраняют свою идентичность. Когда Тэтчер говорила, что политика мультикультурализма провалилась, как раз имелось в виду то, что перемолоть мусульманское население Европе не удалось. Кроме того, в Европе уже появляется мусульманское население второго и третьего поколений. Люди, которые растут здесь, та же молодежь, те, кто устраивал погромы в Швеции, Франции, вырастают в условиях пропаганды потребительского общества, суть которого в том, что если у тебя нет определенных вещей, то ты человек второго сорта. А у этих людей низкий образовательный уровень, поэтому возможность для социальной вертикальной мобильности гораздо ниже, чем у местного населения. Отсюда эти психологические, социальные, экономические проблемы, которые вызывают ненависть и стремление еще больше отгородиться от этого социума», — говорит политолог.
«Политика мультикультурализма провалилась. Но что в ответ? Должна проводиться другая политика — стремление разрушить дискриминационные барьеры, к примеру, которые препятствуют мусульманскому населению. Но этого нет.
Существует так называемое понятие стратегической неопределенности. Сегодня это ситуация, когда нынешние политические лидеры Европы просто не знают, что делать. И одним из аспектов этой неопределенности является проблема миграции, в частности, миграции исламского мира», — считает Султанов.
По мнению политолога, проблемы будут только усиливаться, и то, что сейчас происходит в Великобритании, — это лишь некие всполохи того социального взрыва, который может произойти уже в ближайшие два-три года.