Судебный процесс по делу о гибели Татьяны Казанцевой в реабилитационном центре «Город без наркотиков» и лишении свободы восьми других реабилитанток должен был начаться 7 мая. Однако в назначенный день потерпевшие не явились в суд для дачи показаний. Поэтому процесс был перенесен на 28 мая, а доставкой потерпевших в суд занялись приставы. Так, Дарью Гладкову им пришлось везти в Березовский суд (Березовский — город-спутник Екатеринбурга) из Тюмени.
Обвиняемым по этому делу проходит Игорь Шабалин — «старший» женского реабилитационного центра «Город без наркотиков», находящегося в поселке Сарапулка города Березовского. Он обвиняется по восьми эпизодам по ч. 2 ст. 127 УК (незаконное лишение человека свободы, совершенное группой лиц по предварительному сговору) и одному — по ч. 3 ст. 127 УК (незаконное лишение человека свободы, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).
По версии следствия, Шабалин, действуя совместно с вице-президентом фонда «Город без наркотиков» Евгением Маленкиным, в 2011–2012 годах незаконно лишил свободы девятерых пациенток женского реабилитационного центра.
«Реабилитантки помещались в карантин, снабженный замком, что лишало их возможности передвигаться по собственному желанию, общаться с родственниками. Кроме того, за нарушение распорядка в карантине использовались спецсредства: на реабилитанток надевали наручники и снимали только во время принятия пищи и отправления естественных потребностей», — заявил «Газете.Ru» сотрудник пресс-службы СУ СК по Свердловской области Максим Чалков.
Шабалина также обвиняют в незаконном лишении свободы, повлекшем по неосторожности смерть одной из реабилитанток, 29-летней Татьяны Казанцевой, которая скончалась в городской больнице Березовского из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи. Причиной смерти девушки стал менингит.
Уже после похорон следователи провели эксгумацию тела и обнаружили кровоподтеки, давность которых соответствует времени ее нахождения в реабилитационном центре. По заключению экспертов, кровоподтеки были причинены воздействием (удар, сдавление) тупого твердого предмета и могли образоваться как от ударов, так и при ударах о таковые.
Вместе с Шабалиным обвиняемым по этим эпизодам проходит Маленкин. Однако еще до возбуждения дела он покинул пределы России и сейчас объявлен в международный розыск. В отношении него дело выделено в отдельное производство.
В ходе первого заседания судья успел допросить Гладкову. Она рассказала, как ее мать привезла ее в центр, каковы были условия содержания и правила нахождения в нем. Девушку подробно расспросили о погибшей Казанцевой.
«Казанцеву помню. Ей пытались сбить температуру. Ей вызвали фельдшеров из Сарапулки. Эти врачи говорили, что у нее невралгия, или она притворяется. Рассказывали, что она бредить начала, все скидывать с полок. Я пришла кормить кролика, увидела Казанцеву. У нее были судороги, она лежала на боку на кровати. Потом ее положили на кровать в другой комнате, она вся судорожно дергалась. И только после этого приехала «скорая помощь», — рассказала Гладкова.
Кроме того, сторону обвинения интересовала система наказания провинившихся реабилитанток.
«Приседания, тренажер, — вспоминает Дарья. — Игорь <Шабалин> говорил, чтобы никаких ссор не было. Иначе говорил приседать».
В ходе опроса пострадавшая отказалась от предъявления какого-либо иска к работникам фонда:
«Я согласилась на реабилитацию ради мамы. Для ее спокойствия. Маленкин не надевал на меня наручники. Я не считаю его виновным по своему делу о незаконном удержании. Он в моем приеме в реабцентр участия не принимал, указаний не давал. Меня лично Шабалин не обижал. Он вывозил на работы, ездил за питанием», — пояснила Гладкова.
Представители фонда «Город без наркотиков» уверены, что всех потерпевших к даче показаний «готовили» следователи.
«Гладкова отвечала заученными фразами на вопросы прокурора. Когда же мы ей задавали свои вопросы, выспрашивали какие-то детали, то она начинала «сыпаться», — рассказала «Газете.Ru» юрист фонда «Город без наркотиков» Анастасия Удеревская. – Вообще у большинства так называемых пострадавших нет претензий к фонду. Так, следователи без ведома родственников Казанцевой сделали пострадавшей ее сестру. Вообще, Шабалина судят, чтобы накопить базу для обвинения Жени Маленкина. Главный смысл процесса — доказать, что именно Маленкин давал указания Шабалину».
Процесс продолжится 4 июня.