Мировой суд московского района Арбат в пятницу признал виновным главу Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаила Аншакова по ч. 1 ст. 128.1 УК (клевета). Прокуратура просила назначить обвиняемому наказание в виде штрафа в полмиллиона рублей, однако судья Дина Гусакова сочла, что клевета Аншакова в адрес директора Фонда храма Христа Спасителя Василия Поддевалина стоит в пять раз меньше – 100 тыс. рублей.
Это было первое дело и, соответственно, первый приговор по статье «клевета» после того, как летом прошлого года она была возвращена в УК.
Сам Аншаков на оглашении приговора не присутствовал, сообщив по телефону «Газете.Ru», что был занят и в любом случае ожидал обвинительного вердикта. Председатель ОЗПП отметил, что своим приговором гордится. «Это признание моих общественных заслуг перед обществом. Есть такие времена, когда уголовные дела по определенным категориям дел и обвинительный приговор означают, что человек пытается сделать что-то полезное для общества. Это тот случай», — рассказал правозащитник.
По мнению Михаила Аншакова, своим интервью о Фонде ХХС и его директоре Василии Поддевалине, опубликованном в «Новой газете», он нарушил негласный запрет на обсуждение коммерческой деятельности РПЦ, а судье Гусаковой при рассмотрении дела пришлось руководствоваться политической целесообразностью.
Глава ОЗПП также отметил, что такой исход дела означает опасную тенденцию для журналистов, блогеров и правозащитников.
«Из выводов судебно-лингвистической экспертизы следует, что Аншаков дал негативную оценку деятельности Поддевалина. Оценочное суждение приравнено к клевете. Фактически это означает, что теперь любой критический материал может приравниваться к клевете и привлечь к ответственности можно любого», — подчеркнул Михаил Аншаков.
Адвокат правозащитника Роза Баршина намерена обжаловать приговор. Правда, на положительный исход особо не надеется. Сам Аншаков готов идти до конца: «Будем обжаловать. Если надо, дойдем до Верховного суда и, может, даже до ЕСПЧ, потому что это вопиющее нарушение конституционных прав».
Михаил Аншаков обвинялся в том, что оклеветал руководство Фонда храма Христа Спасителя в интервью, озаглавленном «Изделие освящено. Обмену и возврату не подлежит» в «Новой газете» в сентябре 2012 года. Больше всего главу Фонда Василия Поддевалина задело слово «афера»: в интервью говорилось, что Поддевалин якобы причастен к аферам с пожертвованиями верующих на стройку храма.
Гособвинитель Валерий Геворкян просил судью учесть повышенную общественную опасность преступления, отмечая, что Аншаков преследовал цель распространить «лживую информацию о личности главы Фонда ХХС». При этом он просил принять во внимание, что правозащитник ранее не был судим, работает и на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах не состоит. Адвокат Поддевалина Игорь Шабанов не исключал, что суд может применить к Аншакову более суровое наказание, чем просил прокурор.
Защитник Аншакова Роза Баршина просила судью оправдать ее клиента, потому что, по ее мнению, его вина не была доказана.
Дело Михаила Аншакова стало первым в России уголовным делом, возбужденным по статье 128.1 УК после того, как летом прошлого года клевета была вновь признана уголовным преступлением. В конце 2011 года это деяние было декриминализовано и переведено в разряд административных правонарушений, но затем позиция властей опять изменилась. Сейчас наказание за клевету предусматривает штраф в размере до миллиона рублей, или в размере заработной платы за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 240 часов.