В понедельник в Казани стартовал судебный процесс по делу о крушении в июле 2011 году теплохода «Булгария». Потерпевшим по делу признаны более 200 человек, на первое заседание по существу были приглашены 179 из них: только чтение их списка заняло более получаса.
Предварительные слушания начались в Камско-Устьинском райсуде Татарстана, однако потерпевшие, большинство из которых проживают в Казани и близлежащих районах, заявили ходатайство об изменении территориальной подсудности дела: в райцентр Камское Устье им было неудобно добираться для участия в заседаниях. Верховный суд Татарстана передал дело для рассмотрения по существу в Московский районный суд Казани.
Однако зал заседаний райсуда не смог вместить такого количества потерпевших. В итоге слушания по существу начались в концертном зале ДК «Юность», который находится на окраине города.
В ДК доставили всех пятерых обвиняемых по делу: директора и учредителя ООО «Аргоречтур» (компании — субарендатора затонувшего судна) Светлану Инякину, старшего эксперта Пермского участка Камского филиала Росречрегистра Якова Ивашова, начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирека Тимергазеева, главного инспектора этого же отдела Владислава Семенова и первого помощника капитана «Булгарии» Рамиля Хаметова.
В зависимости от роли каждого им инкриминируются оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, нарушение правил охраны труда, злоупотребление должностными полномочиями. Хаметов находится под подпиской о невыезде, остальные четверо были заключены по стражу летом 2011 года, вскоре после катастрофы.
После того как судья разъяснил подсудимым их права и обязанности, Тимергазеев и Семенов ходатайствовали о предоставлении им дополнительного времени для ознакомления с материалами уголовного дела.
«Я в глаза не видел тома с первого по 17-й, а также с 75-го по 98-й, — заявил Тимергазеев. — К тому же в последний день мне принесли на ознакомление еще два тома, 99-й и сотый. Кроме того, я ходатайствую о предоставлении мне ксерокопий с описи каждого тома. В ходе подготовки к судебному заседанию этого сделано не было. Наконец, я прошу суд в дальнейшем разрешить вести аудиозапись заседания, а также пользоваться во время процесса ноутбуком, который в зал заседаний доставит мой адвокат».
Список ходатайств Семенова был скромнее: он попросил судью о предоставлении дополнительного времени для ознакомления с материалами дела, а также о разрешении вести аудиозапись. Семенов единственный из подсудимых, кто признал вину.
Оба обвиняемых просили перенести начало процесса на месяц, однако после встречного ходатайства стороны государственного обвинения (ее представляли трое представителей прокуратуры) судья вынес решение предоставить «просителям» еще 14 рабочих дней — до 27 мая. Остальные требования подсудимых удовлетворены в полном объеме. С материалами уголовного дела Тимергазиев и Семенов будут знакомиться в помещении Московского райсуда Казани.
Решение судьи вызвало негодование потерпевших, которые, судя по репликам в зале, уверены, что процесс затягивается специально.
«Мало того что суд проходит у черта на куличках — сюда добираться надо два часа, так еще судья пошел навстречу подсудимым, — негодовала после заседания одна из потерпевших. — Они там что, по слогам читают?»
Пассажирский двухпалубный теплоход «Булгария», построенный в 1955 году, затонул 10 июля 2011 года во время шторма в Куйбышевском водохранилище в трех километрах от берега. На борту находился 201 человек, спаслись 79. В числе 122 погибших 28 детей. Объем уголовного дела насчитывает сто томов, по делу проведено более 250 экспертиз. Следствие считает, что причиной катастрофы стала совокупность факторов: техническое состояние судна, низкий уровень подготовки экипажа, несоблюдение правил судоходства и безопасности вкупе с неисполнением должностных обязанностей лицами, имеющими отношение к организации рейса.