В понедельник судья Московского городского суда огласил приговор по делу о драке около торгового центра «Европейский» в Москве. Обвиняемый — 22-летний уроженец Чечни, студент Государственной классической академии им. Маймонида Бекхан Ризванов был в пятницу признан виновным коллегией присяжных в покушении на убийство 29-летнего болельщика «Спартака» Андрея Усачева. Ризванов четыре раза ударил его ножом. Ранения были настолько серьезные, что пострадавшего чудом успели спасти — он потерял много крови. Вынося вердикт, присяжные отметили (семь голосов против пяти), что подсудимый не заслуживает снисхождения.
В понедельник гособвинитель попросил судью назначить наказание в 14 лет лишения свободы. Однако судья остановилась на восьми годах колонии строгого режима.
Судья учла смягчающие обстоятельства: положительные характеристики, а также то, что студент привлекается к уголовной ответственности впервые, передает «Интерфакс». Вместе с тем, она посчитала, что при вынесении наказания в отношении Ризванова нельзя применить статью, которая предусматривает наказание ниже низшего предела либо условный срок, а исправление его возможно только в изоляции от общества. Мера пресечения Ризванова будет исчисляться с момента задержания в июне 2012 года.
Защита осужденного намерена обжаловать приговор.
«Мы подадим жалобу в Верховный суд России», — цитирует РИА «Новости» адвоката подсудимого Дарью Тренину.
Как рассказала ранее Тренина «Газете.Ru», Ризванов признает свою вину только в причинении тяжкого вреда здоровью — по этой статье предусмотрено более мягкое наказание.
В настоящее время в международном розыске находится друг Ризванова — 22-летний специалист третьего разряда Замоскворецкого районного отдела судебных приставов УФССП Москвы Магомед Эльдиев. По мнению следователей, Эльдиев держал Усачева за руки, в то время как Ризванов наносил ему удары ножом.
Конфликт произошел 5 июня 2012 года. Ризванов и Эльдиев стояли на площади перед Киевским вокзалом напротив ТЦ «Европейский». «Как говорит Ризванов, Усачев и его друзья смотрели на них, усмехались, говорили что-то оскорбительное. Тогда Ризванов подошел к ним и спросил, почему они смеются. Но Усачев его послал и продемонстрировал травматический пистолет. Затем они ушли. Эльдиев сказал Ризванову — оставайся тут, а сам направился за Усачевым, чтобы объясниться. Но Ризванов пошел за ним: все-таки у той компании было оружие», — рассказала Тренина.
Далее в ходе словесной перепалки обе стороны начали драться. Ризванов был вооружен ножом, у Усачева с собой был травматический пистолет. Он успел выстрелить из него, ранив противника. В ответ Ризванов, по версии следствия, несколько раз ударил болельщика ножом. Пулевое ранение случайно получил и друг Усачева Евгений Павлов.
Елена Жегалова, сидевшая в кафе у торгового центра, рассказала в суде, что услышала выстрелы и увидела, как разбегаются люди.
«Я увидела, как молодой человек на руках несет парня. Теперь я знаю, что это были раненый Алексей Усачев и два его друга, с которыми мы после этого и познакомились. Усачева держал на руках Антон, после того как Алексей потерял сознание. Из Алексея кровь била фонтаном», — цитирует свидетельницу «Кавказский узел». У Жегаловой медицинское образование, и она бросилась к раненому, попыталась остановить кровь. «Я попыталась остановить кровотечение голыми руками, а потом одноразовыми платками и нарезанными салфетками, принесенными официантом из кафе. Наша задача была снять с него тяжелую окровавленную куртку, пришлось разрезать майку, чтобы зажать ей дырку, из которой фонтанировала кровь», — говорила Жегалова. «Я видела большой ножевой разрез в области правой почки, плечевое ранение, а потом я узнала, что он был ранен еще и в спину», — добавила она.
Врач станции скорой помощи Виктор Терещенко заявил в суде, что если бы кровь не остановили, то медики не смогли бы помочь.
Эльдиев скрылся от правоохранительных органов. Ризванов был госпитализирован, а затем взят под стражу. Суд отказался освободить его под залог, несмотря на то что его адвокат Мурад Мусаев предлагал для домашнего ареста подсудимого свою квартиру. Материалы дела были направлены в суд в конце марта. Тогда же Ризванов попросил о суде присяжных. Весь процесс Ризванов просидел на самой дальней скамейке «аквариума», вопросов свидетелям не задавал.