Генеральный прокурор России Юрий Чайка предложил внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), предоставляющие право прокурорам санкционировать продление сроков предварительного следствия. Об этом он сообщил, выступая в субботу с докладом в Совете федерации.
По его мнению, это поможет навести порядок в процедуре превышения сроков следствия.
«Полагаю, что наведению порядка в этом вопросе — превышение сроков следствия — способствовало бы внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство, обязывающих следователя уведомлять о продлении срока предварительного следствия прокурора, которому должно быть предоставлено право проверять законность и обоснованность такого решения и оперативно пресекать нарушения», — цитирует его слова «Интерфакс».
Чайка сообщил, что в прошлом году прокуроры выявили более пяти миллионов нарушений, допущенных на стадии предварительного расследования.
По данным генпрокурора, срок содержания под стражей превышают практически все силовые ведомства — Следственный комитет, МВД и ФСКН. «Организация работы правоохранительных органов, таким образом, по-прежнему нуждается в качественном улучшении», — подчеркнул он.
Одновременно в субботу в комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству был направлен законопроект о соответствующих поправках в УПК.
Законопроект внес член Совфеда Анатолий Лысков. Он предлагает дополнить ст. 162 УПК «Срок предварительного следствия» словами «следователь в течение трех суток с момента продления срока предварительного следствия в письменном виде уведомляет об этом обвиняемого и его защитника, потерпевшего и его представителя, а также прокурора».
«Поводом для внесения поправки стал доклад генерального прокурора, — признался «Газете.Ru» автор законопроекта. — Они (Генпрокуратура. — «Газета.Ru») зафиксировали в прошлом году, что следователи не уведомляют надзирающего прокурора своевременно о продлении сроков следствия. И получается, что дело на каких-то этапах выпадает из поля зрения прокурорского надзора. Моя поправка заключается в том, чтобы максимально учесть права обвиняемого, жертвы преступления и того, кто впоследствии стоит на позиции государственного обвинения, то есть прокурора».
В пояснительной записке Лысков сообщает, что прокурор обязан осуществлять надзор за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока предварительного следствия. При наличии фактов волокиты он должен реагировать, в том числе привлекать к ответственности виновных должностных лиц.
По данным Генпрокуратуры, в 2012 году количество дел, в которых нарушен срок содержания подозреваемого под стражей, возросло на 3,6%.
В том же году в адрес руководителей следственных органов прокуроры направили более 30 тыс. информационных писем о нарушенных ими нормах УПК. Это почти в полтора раза больше, чем в 2011 году: тогда было направлено 20,5 тыс. писем.
«Вместе с тем, как показывает практика, прокурор, в свою очередь, несвоевременно уведомляется или не уведомляется вовсе следователем о продлении срока предварительного следствия, что затрудняет работу прокурора по своевременному выявлению и пресечению фактов волокиты при расследовании уголовных дел», — говорится в пояснительной записке. По мнению Лыскова, введение поправок позволит прокурорам оперативно реагировать на допускаемые нарушения и пресекать волокиту при расследовании.
Юристы отмечают, что введение поправки позволит контролировать соблюдение законов не только прокурорам, но и адвокатам.
«Когда потерпевший или обвиняемый получает письменное уведомление о продлении срока содержания под стражей, он может его обжаловать в суде, — сказал «Газете.Ru» адвокат Евгений Черноусов. — А когда нет документа, он не может обратиться в суд, чем и пользуются следователи». Юрист полностью поддерживает данную инициативу. «Сегодня это не прописано, и, к сожалению, следователи если и сообщают участникам предварительного расследования о его продлении, то лишь по своему усмотрению, — отметил он. — Поэтому зачастую прокуроры и адвокаты находятся в неведении, как идет расследование. Я считаю, это был пробел в УПК».
Выступая с докладом, Чайка также пожаловался, что суды не прислушиваются к мнению прокуроров при избрании меры пресечения в отношении обвиняемых и подозреваемых.
«Мы давно ставим вопрос, чтобы любую санкцию на арест суд давал после предварительного заключения прокурора. К сожалению, нас не слышат, и есть случаи, когда позиция прокурора не совпадает со следствием. Несколько сотен таких случаев», — цитирует его РИА «Новости».
При этом, добавил Чайка, в последнее время в России наметилась тенденция снижения числа арестов. «У нас сегодня в местах лишения свободы менее 700 тысяч находятся, а еще десять лет назад у нас было 1,1 миллиона в местах лишения свободы», — похвастался он.