Руководство Красноярского медуниверситета по протесту прокуратуры отменило приказ об отчислении одной из студенток, не подчинявшейся запрету на ношение хиджаба. По заключению надзорного органа, это нарушало права учащихся на образование.
В марте нынешнего года из КрасГМУ отчислили студентку 3-го курса Айгюл Хидербекову за ношение хиджаба. Айгюл перевелась из Дагестанской медицинской академии на третий курс лечебного факультета.
В вину ей поставили нарушение правил «внутреннего распорядка» университета, которые касались ношения головных уборов.
В частности, действовал запрет находиться в учебных помещениях в верхней одежде, в головных уборах, кроме медицинского колпака, а также в предметах одежды, которые подчеркивают религиозную принадлежность. Девушка, вопреки предписаниям, носила хиджаб — традиционный исламский женский платок на голову.
После отчисления Айгюл Хидербековой с руководством вуза встретился глава дагестанской диаспоры в Красноярске Керим Магомедов. Удалось договориться, что девушка будет восстановлена на бюджетную основу с сентября 2013 года. Правда, при этом она должна будет перестать носить хиджаб, чтобы соблюдать правила университета.
Однако отчислением студентки заинтересовалась местная прокуратура, узнавшая об этом из сообщений СМИ. Она и добилась отмены правила о запрете на ношение одежды, подчеркивающей религиозную принадлежность.
В четверг темы ношения хиджабов в образовательных учреждениях в ходе «прямой линии» коснулся президент России Владимир Путин. Рабочий из Магнитогорска спросил президента о его отношении к тому, что все больше девочек в школах носят хиджабы. «У нас что, исламизация?» — спросил он.
«Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, национальные особенности в национальных республиках. Но это демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране и в мусульманских регионах такой традиции не было», — ответил Путин.
«В некоторых, даже мусульманских, государствах ношение хиджаба запрещено законом. Я считаю, что в нашей стране нужно идти по пути возврата к школьной форме, и такая работа уже идет», — добавил он.
Между тем, в экспертном сообществе нет единого мнения, как относиться к таким ситуациям.
«Пропагандистская пляска вокруг хиджабов не стоит выеденного яйца, она настраивает против ислама не имеющих к этому отношения людей, — считает сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа, вице-президент Академии геополитических проблем Деньга Халидов.
«Вообще, это очень нехорошая тенденция, — говорит он. — В Москве студентки ходят в хиджабах в институты, к ним нет никаких претензий. Правда, у таких студенток возникают психологические проблемы, связанные с восприятием и негативными стереотипами. Те, кто носит эти платки, не должны доказывать, что они нормальные люди, — это просто такая традиция».
С такой позицией не согласен глава Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир» Шамиль Султанов. «Если есть правила, то их не нужно нарушать. Римское право, в конце концов, зиждилось на том, что пусть плохой закон, но он закон, и его нужно соблюдать. Наверное, студентке самой нужно было найти соответствующий ее взглядам вуз, где в правилах такого момента нет.
Нужно понимать, что есть корпоративные профессиональные интересы. Она в чем будет вести прием, когда станет врачом, — во врачебной шапочке или хиджабе?
Если в хиджабе, то вряд ли ее пациенты поймут. Тут же еще и технику безопасности нужно соблюдать: вдруг платок что-то заденет, и это отразится на состоянии больного», — говорит эксперт. По его словам, в мусульманских странах студентки медицинских вузов носят либо шапочки, либо тонкие платки под медицинские шапочки
Случай с запретом на ношение хиджабов в Красноярском крае не единственный в стране. В Ставропольском крае родители четырех школьниц в суде выступают против запрета на ношение хиджабов в школе. В феврале этого года Ставропольский краевой суд отказал в удовлетворении иска, поданного адвокатом Мурадом Мусаевым, который представляет интересы родителей школьниц-мусульманок. Они пытаются добиться отмены постановления «Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся», в частности исключить правило, которое запрещает одеваться школьницам в соответствии с их религиозными убеждениями. Еще в октябре прошлого года в селении Кара-Тюбе Нефтекумского района директор школы отказалась пускать учениц в хиджабах на уроки. Родители посчитали, что таким образом оказались нарушены конституционные права школьниц на доступность бесплатного среднего образования, а также на свободу вероисповедания.
После этого в крае было введено постановление о школьной форме, с целью обеспечить светский характер образования. Тогда же на встрече с ОНФ в Ставрополье Владимир Путин прокомментировал запрет на ношение хиджабов в школе, сказав, что к религиозным чувствам нужно относиться с уважением, однако исходить стоит из того, что Россия — все-таки светское государство. Обжаловать решение краевого суда родители намереваются в Верховном суде РФ.
«Надо определиться, что для нас важнее — религиозные чувства или гражданская позиция, — считает политолог Шамиль Султанов. —
Предположим, школьницам разрешили носить хиджабы, завтра еврейские мальчики придут в школу в кипах, послезавтра православные наденут большие кресты, потом буддисты придут в оранжевом.
Критерии выбора очень просты: мы живем в стране, где есть определенные стандарты поведения, которые надо соблюдать. А если ты что-то делаешь не так, то жди ответной реакции».
С апреля 2011 года запрет на ношение хиджабов в общественных местах действует во Франции. За появление женщины в хиджабе или никабе в общественном месте полагается штраф 150 евро. Мужчине, который будет принуждать свою жену носить такую одежду, придется заплатить штраф 15 тысяч евро или повести год в тюрьме. Носить хиджабы можно в мечетях, даже если они открыты для широкой публики. За введение запрета во Франции высказались 82% жителей страны. В свою очередь, Amnesty International неоднократно заявляла, что запрет, введенный во Франции, противоречит Европейской конвенции о защите прав человека.