Мосгорсуд признал законным продление домашнего ареста бывшему руководителю департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой, которую обвиняют в трех эпизодах мошенничества по делу «Оборонсервиса». В среду ее адвокаты обжаловали в апелляционной инстанции вынесенное ранее Хамовническим судом столицы решение о продлении срока домашнего ареста до 23 мая. Правда в этот раз сама обвиняемая в суд не явилась: она воспользовалась своим правом и попросила суд рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Зато к назначенному времени в зал заседания пришли сразу четыре адвоката Васильевой.
Тройке судей предстояло определить, обоснована ли просьба защитников, требующих освободить чиновницу из-под ареста. Председательствующая предложила адвокатам высказаться по очереди.
Первым выступил Александр Гофштейн. «Суд взял на себя смелость продлить домашний арест, не имея в своем распоряжении постановления о продлении срока предварительного следствия. В постановлении суда есть ссылка на это постановление, но в материалах дела его нет», — утверждал юрист. Председательствующая судья, с хитрой улыбкой слушавшая выступление Гофштейна, извинилась и прервала его. «Вы совершенно справедливо отметили, что в материалах дела этого постановления нет, но мы его истребовали. Вот, возьмите ознакомьтесь», — предложила судья, передавая документ адвокату. Немного смутившись, Гофштейн оглядел постановление следователя. Его поддержал коллега Хасан Бороков: «Ваша честь, это постановление не было предметом рассмотрения суда первой инстанции, а согласно УПК, мы сейчас не исследуем эти обстоятельства, а отвечаем на вопрос, законно ли было принято решение Хамовнического суда». Между тем снова оживился прочитавший предъявленное ему постановление Гофштейн.
«Ваша честь, до каких пор следствие будет подставлять судебные органы? Вы, конечно, истребовали указанное постановление, но давайте посмотрим на его дату: январь 2012 года!» — торжественно заключил защитник, имея в виду, что следователь опечатался и вместо 28 января 2013 года поставил под документом дату годичной давности.
«Что есть, товарищ адвокат: мы же не могли самостоятельно исправить», — вздохнула судья, неожиданно удивленная внимательностью Гофштейна.
Далее к судье снова обратился адвокат Бороков. «Ваша честь, даже если вы признаете продление ареста моей подзащитной, прошу изменить решение Хамовнического суда в части ежедневных прогулок», — начал защитник. Ранее Хамовнический суд разрешил Васильевой прогулки на свежем воздухе не более одного часа в сутки с разрешения следователя. «Понимаете, согласно уголовно-исполнительному кодексу даже содержащиеся в СИЗО имеют право на прогулки не менее часа, а у Васильевой ее право ограничено решением суда словами «не более», — объяснял Бороков.
— Мы считаем необходимым дать моей подзащитной возможность прогулок в течение трех часов в сутки — этого достаточно для покупки продуктов и средств личной гигиены. Оптимально было бы указать время с 14.00 до 17.00».
Остальные адвокаты во всем поддержали своих коллег, незначительно дополнив их доводы детальными ссылками на Уголовно-процессуальный кодекс.
Против жалобы защиты возражал представитель военной прокуратуры.
«Я и сам часа в день не хожу по улице!» — возмущался требованиями адвокатов прокурор в армейском кителе.
Кроме того, он сослался на право заключенных в СИЗО приобретать продукты, пользуясь безналичным расчетом, который, по его мнению, могла бы использовать для покупок и находящаяся в собственной квартире Васильева.
Выслушав все аргументы, трое судей удалились для принятия решения и через 15 минут постановили оставить в силе решение Хамовнического суда, не меняя разрешенное время для ежедневных прогулок.
Однако журналисты, в большом количестве присутствовавшие на заседании, не оставили адвокатов и за пределами зала суда: больше всего было вопросов о намерениях Васильевой издать книгу собственных стихов о своем заключении.
Ранее в среду газета «Известия» написала, что чиновница, обвиняемая в многомиллионном мошенничестве, в ближайшее время издаст поэтический сборник. Выпустить книгу взялось издательство «Алгоритм», прославившееся публикацией текстов, написанных участницами панк-группы Pussy Riot. Позже тираж был изъят из продажи, так как выяснилось, что книга была написана на основе различных публикаций в СМИ и издательство не получало разрешений авторов на использование этих материалов. «Она раскрученный персонаж, очень популярный. Вокруг нее сформировались противоречивые мнения. Эта тема в тренде — хорошая возможность продать тираж», — заявил ранее редактор издательства Александр Колпаниди. В книгу, по его словам, должен войти и короткий рассказ об уголовном преследовании Васильевой, а также ее личные фотографии. Якобы сборник должен поступить в книжные магазины страны уже в августе
Адвокат Бороков поспешил опровергнуть заявления издательства. «Могу сказать, что госпожа Васильева пока лишь получила предложение от издательства «Алгоритм», но не приняла никакого решения, — уточнил адвокат. — А стихи она пишет красивые, лирические. Я вам как-нибудь продекламирую в следующий раз».