Столичные власти продолжают освобождать городскую землю от природоохранных обременений. В среду Мосгордума внесла изменения в действующий с 2001 года городской закон «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» (ООПТ). Речь идет о передаче госучреждениям в постоянное пользование занимаемых ими участков ООПТ. До сих пор такие участки предоставлялись в постоянное пользование только организациям, имеющим прямое отношение к зеленым зонам, то есть «осуществляющим их охрану, содержание и использование».
Как объяснил редактор законопроекта, председатель комиссии по государственной собственности и землепользованию Мосгордумы Олег Бочаров, в границах ООПТ находится недвижимость госучреждений культуры и целый ряд объектов культурного наследия, требующих реставрации или поддержания в надлежащем состоянии. До сих пор они имели возможность оформить землю лишь в срочное пользование на срок не более года, а сама ежегодная процедура оформления занимала до двух месяцев.
Новый закон, по мнению депутата, позволит снять излишнюю нагрузку на органы власти и убрать бумажную волокиту. «Чтобы содержать имущество и вести текущую деятельность, учреждения должны иметь землю. Но, находясь на срочном договоре аренды, они не могут вкладывать деньги. А департамент природопользования не может тратиться на содержание музеев-заповедников. Этот узел надо расшивать», — заявил Бочаров.
Кроме культурных организаций по новому закону право на получение участков природного комплекса получают и расположенные на них госучреждения сферы образования, здравоохранения физкультуры и спорта.
Эти учреждения, по мнению редактора документа, «осуществляют свою деятельность в интересах жителей города и не могут нанести вреда экосистемам охраняемых природных территорий». Ничем не ограничивается и само их размещение на ООПТ: год назад столичные власти упростили процедуру строительства на них детсадов и школ, внеся соответствующие поправки в Градостроительный кодекс Москвы и городской закон «О защите зеленых насаждений».
Работа над новым законом продолжалась несколько месяцев, обсуждалась возможность предоставлять участки на ООПТ любым госучреждениям, однако под натиском экспертов авторы идеи ограничили их число социальной сферой.
Другие предложения независимых экологов, в том числе поданные в виде поправок от лидера фракции КПРФ Андрея Клычкова, поддержки не нашли. В частности, была отклонена поправка, касающаяся предоставления участков на ООПТ в бессрочное пользование только государственным паркам культуры и отдыха, музеям-усадьбам и музеям-заповедникам и только в тех случаях, если эти объекты размещались здесь до момента образования ООПТ.
Не сочло думское большинство серьезными и озвученные Клычковым опасения экспертного сообщества насчет возможной приватизации и перепрофилирования госучреждений, которые по генплану вообще планировалось выводить с территорий ООПТ как «сторонних пользователей, чье функционирование не соответствует целям и задачам ООПТ».
По словам Бочарова, встречаясь с экспертами, он был настроен достичь с ними компромисса, однако понял, что защищающие природу люди «особенно чувствительны» и не в состоянии воспринять ничего, кроме «своей бескомпромиссной и мало аргументированной позиции».
А председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов напомнил, что вся городская земля относится к категории «земли поселений». Зеленые зоны нужны для обеспечения качества жизни, здоровья и досуга. А ООПТ — это «всего лишь статус защиты от излишней антропологической деятельности». Более того, передача участков госучреждениям «обеспечит максимально качественное их содержание».
Все время заседания столичного парламента его задние пикетировали члены движения «Среда обитания».
Кроме того, активисты подавали в городскую думу обращения против законопроекта, который приведет, по их мнению, к «бесконтрольному росту на ООПТ количества новых сторонних пользователей, чье функционирование несовместимо с выполнением ООПТ их основной функции — сохранение естественных экосистем» и приведет к их «массовому уничтожению».
Вызывает опасение документ и у других независимых экологов. Внесенные поправки противоречат действующему законодательству, а их дальнейшая реализация нанесет непоправимый ущерб московским ООПТ, считает руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова. «Российским законодательством установлена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, — напоминает эксперт. — По мировым стандартам экологической безопасности на каждого городского жителя должно приходиться 50 кв. м растительности. В Москве с ее нынешним населением должно быть порядка 60 тыс. гектаров зеленых насаждений. Понимая, что цифра недостижимая, надо сохранять каждую пядь природных территорий, отдавая отчет в том, что каждый уничтоженный клочок городской зелени приближает нас к экологическому кризису.
По словам эксперта, до 2010 года Москва «по своей природоохранной политике лидировала среди мировых столиц», однако с приходом нового руководства была отброшена в этом отношении далеко назад, что демонстрирует и последний законопроект.
«Эти поправки направлены на еще большее вовлечение ООПТ Москвы в различные виды хозяйственной деятельности, — считает и руководитель программы по ООПТ «Гринпис России» Михаил Крейндлин. — Это противоречит смыслу их создания и, с нашей точки зрения, недопустимо. Власти Москвы, внося этот законопроект, фактически пытаются уйти от выполнения возложенных на них федеральным законодательством обязательств по сохранению и развитию ООПТ Москвы. А это, конечно же, пагубно отразится на состоянии окружающей среды города».