В деле 26-летнего юриста и блогера-неонациста Василия Федоровича появился новый поворот. В среду Следственное управление (СУ) Следственного комитета (СК) по Свердловской области сообщило, что Федоровичу предъявлено новое обвинение: теперь помимо обвинения в трех убийствах, похищении и грабеже ему инкриминируют создание организованной преступной группы. Как заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь СУ СК Александр Шульга, в группу входили 11 человек в возрасте от 19 лет до 31 года.
Сейчас им в зависимости от роли каждого предъявлены обвинения по ч. 2 ст. 105 (убийство), ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть человека), ст. 119 (угроза убийством), ст. 126 УК РФ (похищение человека), ст. 161 (грабеж), ст. 132 (насильственные действия сексуального характера), ч. 1 ст. 209 (создание банды) и ч. 2 ст. 209 УК РФ (участие в банде).
Во главе банды, которая действовала на Урале с 2006 года, было два человека: второй главарь помимо Федоровича, утверждают следователи, — это 31-летний Данил Поташников.
На счету членов банды больше 20 эпизодов: 11 убийств, пять эпизодов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (двое потерпевших умерли), два факта похищения людей, два грабежа и два эпизода угрозы убийством. Еще один эпизод — насильственные действия сексуального характера в отношении одного из потерпевших.
Поташников и Федорович, который в интернете известен под ником Viper NS, вместе с подельниками убивали, грабили, похищали, используя боевые ножи, топоры-томагавки, пистолеты, револьверы, карабины и охотничьи ружья (блогер коллекционировал огнестрельное и холодное оружие). Члены ОПГ, кроме того, были вооружены кистенями, кастетами, резиновыми палками и строительными инструментами. В марте 2012 года ножами и кувалдой они забили гражданина США, чтобы похитить его личные ценные вещи.
Несколько раз бандиты выполняли заказные убийства, а иногда нападали на людей ради «любви к искусству».
Преступления обвиняемые планировали в своих квартирах и жилищах родственников, а также в арендуемом гаражном боксе — несколько убийств они совершили в том числе и в гараже, который служил местом сбора. Неофициально сообщается, что в банде действовало правило круговой поруки: якобы новых членов заставляли расчленять тела жертв.
В группу входил и действующий сотрудник транспортной полиции 28-летний Иван Гужин, который был задержан в феврале. Дело в его отношении выделено в отдельное производство — так как он сотрудник полиции, он обвиняется по ст. 209 УК (участие в банде, совершенное с использованием своего служебного положения). Гужин, уверены следователи, обеспечивал банду полицейской формой и спецсредствами, которые использовались для совершения преступлений. Сейчас Гужин активно сотрудничает со следствием, поэтому его оставили на свободе под подпиской о невыезде.
После задержания полицейского в прессе появились упоминания нескольких публикаций, посвященных Гужину. «Молодой сотрудник ППСМ Иван Гужин и милиционер уголовного розыска Денис Малашенко своей душевной песней напомнили о трагических событиях чеченской и афганской войн. Курсантами также были прочитаны стихотворения, посвященные службе в транспортной милиции. В завершение концерта молодые милиционеры разыграли юмористическую сценку, отражающую трудовые будни милиционера-транспортника. Такие мероприятия имеют патриотический и воспитательный характер», — говорилось в опубликованной на сайте МВД России заметке под названием «В СУВДТ прошел концерт», датируемой 2009 годом.
Задержание Гужина при этом спровоцировало конфликт областного следственного управления с полицией. Информация о поимке стража порядка сначала появилась на сайте МВД России. В официальном сообщении говорилось, что полицейского задержали оперативники управления собственной безопасности МВД. Однако на следующий день СУ СК выступил с опровержением: «Следственное управление СК России по Свердловской области официально заявляет, что данная информация не соответствует действительности в части задержания бывшего полицейского, а также в части указанной в пресс-релизе роли в раскрытии данного преступления службы управления собственной безопасности МВД. Роль управления собственной безопасности, а также сотрудников областного главка полиции и УМВД по Екатеринбургу по этому делу сводится к выполнению отдельных поручений следствия, то есть к оперативному сопровождению расследования», — подчеркнули следователи.
Не считая Гужина, в основном в группу входили представители так называемой золотой молодежи, почти все — дети обеспеченных родителей.
Сам Василий Федорович был задержан одним из первых — в июле 2012 года. Как ранее писала «Газета.Ru», на след Федоровича вышли в ходе расследования убийства гражданина Сирии и США Джорджа Кара Якубяна. 6 марта 2012 года Якубян прилетел из Москвы в Екатеринбург по служебным делам. Вскоре в гаражном массиве на окраине Екатеринбурга нашли труп с колото-резаными ранами. Погибший был закован в наручники, а его паспорт и документы сожжены (личность убитого была вскоре установлена). Через некоторое время с банковской карты Якубяна неизвестные сняли крупную сумму.
Помимо блогера, ставшего известным после процесса по делу избитого полицией профессора местной консерватории Сергея Белоглазова, которого он защищал в суде, самая строгая мера пресечения была избрана еще пятерым обвиняемым. Трое находятся под подпиской о невыезде и надлежащем поведении, еще двое скрываются от следствия, в том числе и лидер группировки Даниил Поташников.
Защита Федоровича категорически отвергает обвинения в адрес блогера. «Василий действительно общался с людьми, которых сейчас называют членами банды. Но он им оказывал юридические услуги. Он не мог сообщить о преступлениях, так как реально опасался за себя и жизни своих близких», — заявил «Газете.Ru» адвокат обвиняемого Валерий Воробьев.