Заключенная участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова просит об условно-досрочном освобождении. Адвокат активистки Ирина Хрунова подала прошение об УДО в Зубово-Полянский райсуд Мордовии в среду, а в четверг пресс-служба суда подтвердила эту информацию.
«Суд направил запрос в колонию, чтобы истребовать необходимые документы. Когда документы будут истребованы, состоится заседание суда. Иногда это бывает через неделю, иногда надо будет подождать две-три недели», — заявила Хрунова «Газете.Ru».
Защитник Толоконниковой не смогла сказать, каковы реальные шансы активистки выйти по УДО. «Любой адвокат обращается в суд, когда он видит для своего клиента перспективы обращения. Если есть законные основания и хоть один шанс — мы должны действовать в интересах клиента», — пояснила Ирина Хрунова. Муж Толоконниковой Петр Верзилов, в свою очередь, в победе не уверен, но также не теряет надежду. «Хочется процитировать Машу Алехину, которая на одном из заседаний по отсрочке наказания до достижения ребенком 14 лет сказала: «Я абсолютно на это не надеюсь, но в этом суде может произойти маленькое чудо, и я бы хотела, чтобы оно произошло». Конечно, надежда очень маленькая, но нужно бороться», — заявил Верзилов.
«Посмотрим, насколько вообще возможно для власти отпустить сейчас Надю», — добавил он.
В ходатайстве об УДО говорится, что Надежда Толоконникова положительно характеризуется как по месту жительства, так и в колонии, не имеет конфликтов ни с администрацией пенитенциарного заведения, ни с другими осужденными. Кроме этого у нее есть малолетний ребенок, она социализирована, и на свободе ее готовы сразу же принять на работу. По словам адвоката Хруновой, потенциальными работодателями Толоконниковой может стать галерист Марат Гельман, ряд театральных студий, а также руководство «Новой газеты», которое готово нанять ее в качестве колумниста.
Надежда Толоконникова находится в Мордовской колонии с октября 2012 года и, по словам Петра Верзилова, за это время смогла выстроить нормальные отношения с окружающими. Однако в прошлую пятницу ей попытались вменить нарушение распорядка колонии за то, что она якобы пошла в медицинскую часть колонии без разрешения врача. Верзилов связывает внезапный интерес руководства колонии к арестантке с ее подачей на УДО. «Это произошло в последний рабочий день перед шансом на УДО, и было очевидно, что у колонии есть реальные четкие предлоги, чтобы создавать свой отказ. Но это безумие», — считает он.
Толоконникову пригласили на дисциплинарную комиссию, и она объяснила, что ходит в медчасть регулярно по разрешению администрации — она проходит лечение и должна каждый день получать лекарства, которые ей прописал врач. «Потом ФСИН Мордовии заявил, что в течение ближайших десяти дней состоится заседание дисциплинарной комиссии, которое вынесет решение о том, как наказать Толоконникову — отправить ее в ШИЗО или вынести обычное взыскание с внесением в личное дело», — пояснил Петр Верзилов.
Заседание дисциплинарной комиссии состоялось в четверг и в колонии активистку решили не наказывать. Члены комиссии установили, что режим она не нарушала, соответственно в карцер ее помещать не за что.
Решение дисциплинарной комиссии повышает шансы Толоконниковой на условно-досрочное освобождение.
По словам Верзилова, начальник медицинской части должен предоставить руководству колонии информацию о состоянии здоровья активистки. «Состояние здоровья не позволяет Наде монотонное многочасовое сидение за швейной машинкой по восемь часов в день по будням, а иногда в субботу и воскресенье», — сказал Верзилов, добавив, что его жене могут изменить рабочий режим и распорядок дня.
В пятницу перед зданием ФСИН в Москве пройдет большая серия одиночных пикетов в поддержку права Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой на УДО. Поддержать заключенных активисток придут в том числе известные журналисты Андрей Лошак, Олег Кашин, а также актриса Чулпан Хаматова.
По закону осужденный имеет право просить досрочного освобождения после того, как отбыл половину назначенного срока. 4 марта исполнился ровно год с тех пор, как Толоконникова была арестована. Ее этапировали в мордовскую женскую колонию в октябре 2012 года, спустя два месяца после того, как Хамовнический суд Москвы приговорил ее и двух других участниц Pussy Riot к двум годам лишения свободы за «панк-молебен» в храме Христа Спасителя.