Тело 53-летнего Войницкого было обнаружено в подвале многоквартирного дома в Вильнюсе, в котором он жил, сообщает интернет-портал Delfi. Он был связан, его рот заклеен, на теле обнаружили следы пыток. Утром в среду в полицию позвонила супруга Войницкого, которая обнаружила труп, спустившись в подвал. Она начала поиски мужа после того, как он не ночевал дома.
Полицейские признают, что убийство не похоже на бытовое.
Войницкий возглавлял ассоциацию белорусских организаций, был заместителем директора белорусской школы имени Скорины и заместителем председателя совета национальных общин при министерстве культуры Литвы. Его начальница, директор белорусской школы в Вильнюсе Галина Сивалова, сообщила, что погибшему в последнее время угрожали. «Он просто сказал, что несколько раз звонили, совершенно не по работе, один раз звонили чуть ли не из Чикаго. Это бред какой-то. Правда это или нет, я не знаю, не смотрела его телефон. Мы еще смеялись, ну кому Роман там в Чикаго нужен! Другие сегодня мне рассказывали, будто он говорил им, что к нему даже садились в машину. Мне он этого не говорил», — сказала она Delfi.
По ее словам, в последнее время Войницкий находился в подавленном состоянии. «В последнее время он был не то чтобы беспокойным, вообще без настроения, он был в панике, боялся, — говорит она. — По моему мнению, кому-то нужно нагнетать обстановку. Кому — пусть разгадывают те, кому это положено по зарплате. Но, почему выбрали именно Романа и почему этот человек должен был умереть страшной смертью в 7 утра, до сих пор не понимаю». По ее словам, утром ему кто-то позвонил — «явно знакомые, вызвали его в подвал и все — семья его нашла связанного, заклеенного, избитого».
Глава совета национальных общин при министерстве культуры Литвы Лючия Барткене не понимает, кому мог мешать Войницкий. «Все, что он делал и в школе, и в общине, было для людей. Все мероприятия, которые он организовывал, были очень красивыми, приходило много разных людей», — сказала она Delfi.
Войницкий известен тем, что действия белорусских властей по силовому разгону участников митинга оппозиции после выборов президента Белоруссии Александра Лукашенко называл «внутренним делом республики» и подчеркивал, что Европейский союз и США после выборов усилили давление на его «этническую родину».
«Все диаспоры делятся на две категории: одни, которые поддерживаются белорусским государством, лояльны ему, другие, которые не поддерживаются, выступают или против него, или им безразлично. Если он был замдиректора школы, то, естественно, школа где-то местами финансировалась из белорусского государства. Но вряд ли он был «красно-зеленым» (цвета официального флага Белоруссии, который не признают белорусские оппозиционеры. — «Газета.Ru»). В Литве вообще нет лукашенковских белорусских организаций», — рассказал «Газете.Ru» белорусский медиаактивист Северин Квятковский. Деятельность возглавляемой Войницким ассоциации белорусских организаций направлена на сохранение белорусских традиций за рубежом. «Это национально-культурная организация. Войницкий — гражданин Литвы, там люди живут совсем в другом мире, они никак не ангажированы», — считает Квятковский.
Литва является традиционным местом, где собираются оппозиционеры — противники Лукашенко.
«После событий декабря 2010 года Вильнюс наравне с Варшавой стал одним из двух центров активности белорусской оппозиции, — говорил ранее «Газете.Ru» белорусский политолог Виктор Демидов. — Там живут бежавшие из Белоруссии противники Лукашенко, там создается теневое правительство, там проводятся многочисленные конференции по «белорусской проблеме», работают редакции оппозиционных СМИ. В конце концов, Вильнюс — это древняя столица средневековой Белоруссии, и он всегда был центром притяжения для белорусских националистов. А националисты — главные враги Лукашенко на внутриполитическом поле».