С утра в Свердловский областной суд выстроилась длинная очередь из сослуживцев Леонида Хабарова, которые пришли заслушать приговор и поддержать военного. Люди нервничали и ругались с судебными приставами, опаздывая на процесс. Но перед дверями зала суда их ждало разочарование. Всех зрителей разворачивали в другой зал, где можно было следить за оглашением приговора через видеотрансляцию.
«Видимо, боятся, что мы сможем оказать какую-то поддержку Леониду Васильевичу», — предположил сослуживец Хабарова Геннадий Кунявский.
В самом зале суда обвиняемый Виктор Кралин, воспользовавшийся задержкой процесса, зачитал собственные стихи и обратился к сотрудникам ФСБ: «В следующий раз я предлагаю им искать пациентов не как нынче, а прямо в психушке!»
Леонид Хабаров паузой не воспользовался, и стоял молча. Несмотря на то что он почти полтора года находится в СИЗО, подсудимый выглядел свежим и подтянутым, появившись в суде в строгом костюме и при галстуке.
Хабарова вместе с остальными участниками екатеринбургской ячейки «Народного ополчения Минина и Пожарского», «начальником штаба» которого называет себя Владимир Квачков, недавно приговоренный к 13 годам за подготовку мятежа, задержали сотрудники УФСБ по Свердловской области 19 июля 2011 года. Хабаров на тот момент являлся сотрудником Уральского федерального университета и руководил Институтом военно-технического образования и безопасности. Вместе с ним были задержаны коммерсант, занимавшийся мебельным бизнесом, Сергей Катников, бывший старший оперуполномоченный угрозыска ОРЧ Владислав Ладейщиков, его отец Александр Ладейщиков, работавший в женском монастыре разнорабочим, заслуженный изобретатель России Виктор Кралин и предполагаемый руководитель «боевой группы» Александр Ермаков, которому был поставлен диагноз «вялотекущая шизофрения с маниакально-депрессивным синдромом».
По данным следствия, 2 августа 2011 года они готовили спецоперацию под кодовым названием «Рассвет» по захвату власти в Екатеринбурге, а далее и по всей России.
Согласно материалам дела, руководителем екатеринбургской ячейки движения был герой войны в Афганистане полковник в отставке Леонид Хабаров. Следователи долго не могли определиться, кто являлся руководителем готовящегося восстания, Хабаров или Ермаков. Но после того, как у последнего был выявлен диагноз «шизофрения», лидером мятежа стал Хабаров. Дело Ермакова выделено в отдельное производство, опять же из-за медицинского диагноза, и еще не рассматривалось.
Уголовные дела Владислава Ладейщикова и Сергея Катникова суд уже рассмотрел отдельно. Так как обвиняемые пошли на сделку со следствием, оба получили условные сроки наказания. В частности, Ладейщиков пояснил следствию, что соратники поставили перед ним «задачи оперативной работы»: он должен был найти пути подхода и отхода боевиков к зданию екатеринбургской синагоги и отследить график и маршруты передвижений свердловского раввина Зелига Ашкенази для его последующей ликвидации.
Убийство раввина должна была совершить иногородняя боевая группа, прибывшая в Екатеринбург «под видом страйкболистов».
Также заговорщики якобы планировали ликвидацию руководителей силовых структур Свердловской области. А начаться операция «Рассвет» должна была с подрыва линий электропередачи, питающих Екатеринбург.
В ходе начавшейся паники «подпольщики» должны были ворваться в военные части, дислоцирующиеся в городе, после чего военные, согласно плану, должны были перейти на сторону «революционеров». Дальше, «мобилизовав свердловчан», «Народное ополчение» собиралось двигаться на Москву для свержения правительства.
Уголовные дела Хабарова, Кралина и Александра Ладейщикова суд объединил в один процесс. Они обвинялись по ч. 1 ст. 205.1 (вовлечение в террористическую деятельность) и ч. 2 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия). Хабарову также инкриминировались приготовление к вооруженному мятежу (ч. 3 ст. 279) и незаконный оборот наркотиков (ст. 228). Обвинение просило назначить полковнику Хабарову 11 лет строгого режима. Однако суд решил иначе и не счел доказанной вину Хабарова в хранении наркотиков и подготовке мятежа.
В итоге судья приговорил Хабарова к 4 годам и 6 месяцам лишения свободы в колонии общего режима. Такое же наказание получил и изобретатель Виктор Кралин. Разнорабочий Александр Ладейщиков получил два года условно. «Суд ссылается на показания человека, который признан невменяемым. Мы с этим не согласны и будем обжаловать приговор», — заявил «Газете.Ru» сын полковника Дмитрий Хабаров.
Сам глава «ополчения» полковник Владимир Квачков был приговорен к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима 8 февраля. Соратник Квачкова Алексей Киселев был приговорен к 11 годам колонии и году ограничения свободы. Оба они обвинялись в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205.1 УК (содействие террористической деятельности), ч. 1 ст. 30 и ст. 279 (покушение на вооруженный мятеж). Защита осужденных обжаловала приговор.