Верховный суд России в понедельник смягчил приговор шестерым осужденным по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2009 году. Таким образом, судебная коллегия частично удовлетворила жалобу защиты, изменив режим содержания для шести братьев Картоевых со строгого на общий.
Еще в мае прошлого года Тверской областной суд признал Беслана, Идриса, Ильяса, Магомеда, Тархана и Тимура Картоевых виновными в организации и участии в незаконном вооруженном формировании, а также в незаконном обороте оружия и избрал для них наказание от 7 до 8 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Ранее прокуратура Тверской области просила приговорить всех шестерых к 15 годам заключения, однако все подсудимые были оправданы по статье бандитизм (ч. 2 ст. 209 УК) — «за отсутствием в деянии состава преступления».
«Я полагаю, суд пришел к выводу, что следствию не удалось доказать связь моего подзащитного и других фигурантов дела с Саидом Бурятским», — прокомментировал тогда адвокат Муса Плиев.
В понедельник Верховный суд подтвердил, что шесть Картоевых не в ходили в банду, непосредственно организовавшую теракт.
Подрыв «Невского экспресса» произошел 27 ноября 2009 года на границе Тверской и Новгородской областей и унес жизни 27 человек, еще 132 были ранены. Обвинения были предъявлены десяти уроженцам Ингушетии — Зелимхану Аушеву и девяти представителям клана Картоевых (некоторые из них родственники) — они и предстали перед судом, стартовавшим 12 сентября 2011 года. Процесс, который вела тройка судей, проходил в закрытом режиме: некоторые материалы дела содержат гриф «секретно». Свидетелями по делу проходили 500 человек. Никто из подсудимых, выступая с последним словом, не признал свою вину. Все настаивали, что следствие не представило неопровержимых доказательств.
В сообщении Генпрокуратуры говорилось, что все обвиняемые «добровольно вступили в вооруженное формирование, входящее в террористическую организацию «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России), которое создал Александр Тихомиров, более известный как Саид Бурятский».
В итоге только четверо из десяти подсудимых были признаны виновными в организации теракта и приговорены к пожизненному лишению свободы.
До конца жизни в исправительной колонии особого режима будут сидеть Зелимхан Аушев и трое Картоевых — Беслан, Мурад и Татархан, рассказала пресс-секретарь суда Нина Туманова. Они признаны виновными в организации незаконного вооруженного формирования и участии в нем (ч. 2 ст. 208 УК), в совершении террористического акта (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК), в незаконном обороте и изготовлении оружия (ч. 3 ст. 222 и ч. 3 ст. 223 УК). Суд удовлетворил ходатайство гособвинения, которое просило для этой четверки максимальное наказание, сообщили в Генпрокуратуре.
Суд также вынес решение по искам потерпевших — всего их в деле около 240 человек. Приговоренных к пожизненному заключению Аушева, Беслана, Мурада и Татархана Картоевых суд обязал солидарно возместить моральный вред потерпевших. «Суммарно цифра доходит до нескольких миллионов рублей», — сообщили в пресс-службе суда. По данным Генпрокуратуры, приговоренным придется выплатить около 7 млн рублей.
Приговоренных пожизненно суд также обязал возместить 133 960 640 рублей владельцу «Сапсана» — ОАО РЖД.
В декабре 2009 года на одном из сайтов сепаратистов появилось заявление «кавказских моджахедов», в котором они брали ответственность за подрыв поезда на себя. По их словам, они действовали по приказу главаря террористической организации «Имарат Кавказ» (организация запрещена в России) Доку Умарова.
Следствие позже установит, что подрыв поезда «Невский экспресс» совершила банда, возглавляемая Саидом Бурятским (Александром Тихомировым). Боевики использовали тактику «двойного подрыва»: после основного взрыва, когда на место происшествия прибыла следственно-оперативная группа, произошел подрыв второго устройства, заложенного боевиками. По версии следствия, 22 ноября 2009 года подсудимые прибыли в район деревни Лыкошино Бологовского района Тверской области. Оперативники обнаружили неподалеку от места аварии укрытие предполагаемых террористов: в пустующем доме неподалеку от станции Лыкошино по полу были разбросаны четыре матраса. Тогда из укрытия были изъяты образцы ДНК.
На месте происшествия был также найден заряженный патронами магазин от пистолета-пулемета «Кедр». Именно эта находка позволила выйти на след террористов: на магазине была маркировка. Следователи проследили путь оружия, который привел их к банде Саида Бурятского, действующей в Ингушетии.
В начале марта 2010 года в ингушском селении Экажево была проведена спецоперация, в ходе которой большинство обвиняемых были задержаны. В ходе спецоперации в Экажево были уничтожены Тухан Картоев, которого представители ФСБ называли главарем банды, и Саид Бурятский. В спецоперации погиб следователь Следственного комитета Сергей Васюкович. В доме у боевиков было обнаружено большое количество огнестрельного оружия и компонентов взрывных устройств, в том числе и пистолет-пулемет «Кедр» с маркировкой А 1713 — той самой, которая была нанесена и на магазин, обнаруженный на месте подрыва «Невского экспресса».
На причастность к теракту задержанных родственников Тухана Картоева указали результаты генетической экспертизы, заявили в ФСБ. При этом защита настаивала и продолжает настаивать, что результаты экспертизы были сфальсифицированы, поскольку исследование проводили в ФСБ. Именно на этом адвокаты и строили основную линию защиты. «Более того, вещи для проведения других экспертиз (всего их было около 300) изымались незаконно», — отметил Муса Плиев.
Защита также настаивает на недоказанности преступлений. В том числе, по мнению адвокатов, следствие не представило никаких доказательств того, что подсудимые состояли в банде крупного идеолога ваххабизма на Северном Кавказе Саида Бурятского. «Не были представлены доказательства телефонных или других переговоров подсудимых с Бурятским. Их связь строилась на том, что Бурятский был убит в ходе спецоперации ФСБ в селе Экажево, где и проживали все обвиняемые», — считает адвокат Татьяна Окушко. Адвокаты также утверждают, что на момент взрыва все подсудимые находились в Ингушетии.
Так или иначе, в понедельник приговор с незначительными изменениями вступил в законную силу. «Приговор Тверского областного суда от 22 мая 2012 года в отношении Беслана, Идриса, Ильяса, Магомеда, Тархана и Тимура Картоевых изменить, определив отбывать наказание в колонии общего режима», — цитирует судью агентство РАПСИ.