В четверг мультимиллионер и первый космический турист Деннис Тито обнадежил американцев, сообщив о возможности первого частного полета на Марс с возвращением на Землю. Раньше Тито ничего не говорил о планах по завоеванию Красной планеты, а про экспедицию стало известно из опубликованного релиза, приглашающего на пресс-конференцию, которая состоится через неделю, 27 февраля. В зал национального пресс-клуба Тито позвал только журналистов — не ученых. На рассказ о предстоящем полете было отведено всего 45 минут.
Полет к Марсу готовит фонд Inspiration Mars Foundation. «Это недавно созданная некоммерческая организация во главе с Деннисом Тито, — указано в сообщении. — Фонд стремится к ускорению освоения космоса американской нацией, что необходимо для будущего роста, национального процветания и глобального лидерства». Там же говорится, что компания планирует использовать уникальную возможность, чтобы совершить историческое путешествие к Марсу и обратно за 501 день. Старт назначен на январь 2018 года. Название у экспедиции уже есть — «Миссия Америки». Обещается, что она позволит собрать новые знания и опыт и даст импульс для следующей великой эпохи освоения космоса. «Эта экспедиция заставит всех американцев снова поверить (в освоение космоса)», — говорится в сообщении.
Ответ на главный вопрос — планируется ли экспедиция с астронавтами на борту корабля или же это будет запуск беспилотного аппарата, станет известен через неделю.
Впрочем, судя по заявленным участникам пресс-конференции, речь идет именно о пилотируемом полете. Перед журналистами выступят Тэбер Маккаллум и Джейн Пойнтер из компании Paragon Space Development Corporation, разрабатывающей системы жизнеобеспечения. Оба они были участниками научного эксперимента «Биосфера-2», когда в течение двух лет — с 1991 по 1993 год — восемь мужчин и женщин жили в замкнутом пространстве, не выходя на улицу. Кроме того, свое мнение о миссии на Марс скажет доктор Джонатан Кларк, профессор медицинского колледжа Бейлор в Хьюстоне и консультант по космической медицине Национального научно-исследовательского института космической биомедицины (NSBRI), специализирующийся на исследованиях влияния радиации на человеческий организм. Вести пресс-конференцию будет Майлз О'Брайен, тележурналист, который когда-то был в очереди космических туристов.
Сам 72-летний предприниматель Тито имеет аэрокосмическое образование.
Когда ему было всего 23 года, он принимал участие в расчете траекторий полета автоматических станций на Марс и Венеру, работая в лаборатории изучения реактивного движения NASA в Пасадене, Калифорния. В начале 70-х он основал консалтинговую компанию Wilshire Associates Inc, которая к 2000 году стала третьей по величине консалтинговой фирмой США в области инвестиций. Свой полет в космос в качестве туриста, длившийся шесть дней, Тито совершил в апреле 2001 года. Тогда ему было 60 лет. К полету он готовился восемь месяцев, в том числе — в Звездном городке в Подмосковье. Он освоил основы управления космическим кораблем, вплоть до его ручной стыковки с МКС. Правда, во время взлета у Тито были проблемы с сердцем, но все обошлось. За полет он заплатил $20 млн.
Эксперты говорят, что риск запуска пилотируемого аппарата к Марсу очень велик.
«Принимая во внимание риски и относительно короткие сроки, более вероятным кажется полет с животными или растениями на борту, — пишет в своей колонке научный редактор NBC News Алан Бойл. — Это было бы не удивительно, так как три года назад Маккаллум и Пойнтер объявляли о планах построить мини-теплицы на Луне в рамках премии Google Lunar X Prize mission (всемирный конкурс по созданию небольшого лунохода, в котором участвуют несколько команд из разных стран, в том числе российская «Селеноход». — «Газета.Ru»). Кроме того, пока не ясно, как будет финансироваться проект. Не ясно, какой тип корабля может быть использован. На ум сразу приходит компания SpaceX (построившая ракету-носитель Falcon и первый частный корабль Dragon. Он успешно пристыковался к МКС в мае 2012 года. — «Газета.Ru»). Но основатель компании Элон Маск ранее заявлял, что его компания могла бы доставить человека к Марсу только через 10 лет (также к 2018 году). Говорилось, что это будет стоить $400 млн».
Космические державы разрабатывали пилотируемый полет на Марс, но отказались от планов из-за высокой стоимости. В США в 1992 году подсчитали, что такая экспедиция потребует $400 млрд. В 2004 году началась разработка программы «Созвездие», которая предполагала миссии на Марс с астронавтами. В 2010 году программа была свернута решением президента США Барака Обамы из-за недостатка финансирования. Роскосмос планировал осуществить пилотируемый полет на Марс в первой половине XXI века. С 3 июня 2010 года по 4 ноября 2011 года осуществлялся эксперимент «Марс-500». Шесть добровольцев провели 520 суток в замкнутом комплексе, имитирующем космический корабль, направляющийся к Красной планете. Через восемь месяцев космонавты «достигли» Марса и даже совершили несколько выходов на планету — имитатор марсианской поверхности. В настоящее время Роскосмос готовит запуск беспилотного аппарата на Марс, ориентировочно он назначен на 2020 год. В 2011 году была попытка запустить на Марс аппарат «Фобос-грунт», однако он так и не покинул орбиту Земли из-за нештатной ситуации.
Сейчас у организации Денниса Тито есть конкурент — проект MarsOne, целью которого является основание первого обитаемого поселения на Марсе в 2023 году.
Его разрабатывает инициативная группа, состоящая из европейских предпринимателей, венчурных антрепенеров и ученых. Летом 2012 года она объявила о запуске проекта, сообщив о поддержке крупнейших частных компаний аэрокосмической отрасли, в том числе SpaceX. Стоимость первой стадии проекта — постройки и заселения первой марсианской колонии — группа оценивает в $6 мрд. Ожидается, что ракетоноситель Falcon 9 выведет на низкую земную орбиту модули для сборки космического корабля, в котором колонисты полетят к Марсу, а также его двигательную установку (модернизированная верхняя ступень Falcon 9) и спускаемый марсианский модуль (увеличенная версия корабля Dragon). Компания Thales Alenia Space, построившая несколько секций МКС, готова сконструировать транспортный жилой модуль, в котором будут жить астронавты во время перелета к Марсу. ILC Dover, разработавшая амортизационные подушки спускаемых модулей марсианских миссий NASA, будет отвечать за надувные секции, в которых будут жить и работать колонисты. А другой поставщик NASA, уже упоминавшаяся выше компания Paragon Space Development, создаст модуль жизнеобеспечения, главная функция которого — экстракция воды и кислорода из марсианского льда и грунта, а также инертных газов (азота и аргона) из марсианской атмосферы, необходимых для создания пригодной для дыхания смеси. Та же компания готова взяться и за разработку защитного марсианского скафандра. Наконец, MDA Space Missions, создавшая, помимо прочего, роботизированный манипулятор для МКС, сконструирует марсоходы — транспортное средство колонистов. Подрядные договоренности с этими компаниями уже подписаны. Дело за финансированием.