После взрыва уральского болида 15 февраля в интернете стали одно за другим появляться объявления о продаже камней инопланетного происхождения. Стоимость колеблется от тысячи до ста тысяч рублей. Полиция Челябинской области изымает обломки. Однако вице-президент Русского общества любителей метеоритики Дмитрий Казаков утверждает, что законодательство не ставит барьеров на пути любителей космических объектов.
— Дмитрий Анатольевич, поясните, могут ли россияне свободно искать и продавать метеориты?
— Искать метеориты наши граждане могут. Для этого им нужно иметь документ — открытый лист, так его называют археологи. Он нужен, чтобы проводить поиски на частной территории, а также договариваться с местными органами власти о поисковых работах. Так как обломки лежат на поверхности, то это не считается недрами. Поэтому разрешения в Министерстве природных ресурсов брать не надо. Открытый лист на поиск выдают две организации. Это Комитет по метеоритам РАН в лице структурного подразделения — Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского. Кроме того, открытые листы выдает организация, вице-президентом которой я являюсь, — Русское общество любителей метеоритики.
— Чем занимается ваша организация?
— Это общественная организация, зарегистрированная в Минюсте. Мы имеем право заниматься поиском и сбором метеоритов для дальнейшей передачи их в различные коллекции — как в частные, так и в государственные. Президент — Андрей Станюкович, мы с ним в свое время создали эту организацию, чтобы легализовать и привести в порядок деятельность по сбору метеоритов, а также чтобы не было фальсификаций. У нас на сайте систематизируются данные о новых метеоритах, которые были найдены на территории России, а также сообщается информация для желающих заняться поиском метеоритов.
— А что насчет продажи метеоритов? Это запрещено или разрешено?
— Заниматься продажей метеоритов находчики могут совершенно законно. Однако челябинский болид на данный момент метеоритом еще не признан. На территории, над которой он пролетел, уже делаются находки, и их много, очень разных. Но анализы еще не сделаны, класс метеориту не присвоен. Исследования должен провести Комитет по метеоритам РАН. У них есть научная база. Они присваивают название метеориту, пишут статью в Международный номенклатурный комитет (МНК), где регистрируются все метеориты, упавшие и найденные на территории земного шара. От нашей страны членом этого комитета является глава Комитета по метеоритам Михаил Назаров. Бюллетень МНК обновляется раз в полгода.
— Можно ли частицы метеорита вывозить в другие страны?
— Вывоз из России метеоритов запрещен без получения соответствующих документов от Минкультуры. Это разрешение на право вывоза культурной ценности. Заключение дают эксперты, которые решают, является ли представленный образец культурной ценностью или нет. Например, Сихотэ-Алинский метеорит (железистый метеорит массой 23 тонны, упал 12 февраля 1947 года в Приморском крае, раздробился в атмосфере и выпал железным дождем на площади в 35 кв. км. — «Газета.Ru») — его осколков много, и он ценности не представляет. Поэтому с ним проблем с вывозом нет — платите госпошлину и вывозите.
— Как вы считаете, какова культурная ценность челябинского метеорита?
— Он ценен, так как это история. Крупные метеориты не часто падают. За год несколько падений по всей планете. Нам уже присылают фотографии найденных осколков уральского метеорита. Это хороший хондрит (каменный метеорит, содержащий хондры — сферические образования не более 1 мм в диаметре. — «Газета.Ru»), по типу, скорее всего, L4 (тип хондрита по соотношению окисленного железа с металлическим). Вопрос в том, сколько массы будет поднято. Пока что идут только мелкие находки. Думаю, что более крупные находки будут сделаны чуть позже.
Кстати, название для челябинского метеорита еще выбирается. Сейчас предлагают назвать его Чебаркуль. Я бы его Челябинском назвал. Есть же метеорит Ульяновск — как раз находка нашего общества, четыре килограмма. Кроме того, территория, которую усеяли обломки уральского болида, — это эллипс в 60 километров, там все в этих горошинах, вот жители и собирают их.
— Как челябинцам отличить частицы метеорита от простого щебня?
— Отличить — никак! Так что местные жители, наверное, уже все камни собрали вместе с булыжниками.
— Хотелось бы вернуться к теме продаж. Что вы можете посоветовать людям, которые хотят продать космические находки. Не использовать слово «метеорит» в объявлениях?
— Почему не использовать. Они имеют совершенно законное право продавать эти обломки, это их собственность.
— Значит, полиция, которая говорит, что это незаконно, не права?
— Она лукавит. Чернозем же можно продавать, недрагоценные камни — яшму, например, или камни для ландшафтного дизайна. Запрещено без лицензии продавать драгоценные камни и металлы.
— Как оценивается метеорит? В интернете сейчас продают камни с большим ценовым разбросом — от тысячи до ста тысяч рублей.
— Цена зависит от редкости типа метеорита и его распространенности на коллекционном рынке: сколько обломков конкретного метеорита было собрано, в каких музеях и коллекциях он находится. От одного цента до 300–400 долларов за один грамм вещества метеоритов, которые очень редки, и за ними все гоняются, но они либо находятся в музеях, либо только в частных коллекциях. Есть международная ассоциация коллекционеров, у них на сайте можно уточнить спрос на космические объекты. Или можно открыть международный портал о продажах метеоритов.
— Часто вы сталкивались со случаями мошенничества?
— Постоянно. Мне ежемесячно присылают по 30–40 образцов, из них хорошо если один — метеорит, остальное — шлак, булыжники.
— Что за метеориты попадают к вам на изучение?
— Это в основном ранее упавшие, как тот же Сихотэ-Алинский. Он упал в 1947 году, и уже была куча экспедиций — и научных, и ненаучных. Было собрано огромное количество экземпляров, он разошелся по музеям и частным коллекциям. Он недорогой. Его, например, можно купить в Москве на метро Тульская в магазине «Метеориты мира». Это небольшая розничная точка продажи метеоритов. Хотя для России она все-таки большая: у нас в стране рынок продажи космических объектов не развит. Там можно приобрести красивейший образец метеорита Сихотэ-Алинь по 50 центов за грамм. Это, кстати, железный метеорит, более стабильный, чем каменный.
Обратиться к нам с предложением о продаже метеорита может каждый. Главное, чтобы камень не был краденым. Был случай: строители украли метеорит в Московском планетарии и принесли его мне. Чувствую, что образец подозрительный, даже номера на нем указаны. Я обратился в полицию, спросил, были ли заявления от сотрудников какого-нибудь музея или университета. Да, говорят, планетарий сообщил о краже. Так мы вернули этот метеорит на место.