В среду пассажирский самолет Ан-24 авиакомпании «Южные авиалинии» совершил аварийную посадку в международном аэропорту Донецк. Как сообщает МЧС Украины, происшествие произошло в 18.09 по местному времени (20.09 мск). Ан-24, совершавший рейс Одесса — Донецк, при посадке выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, перевернулся и разломился пополам. По первым данным, на борту самолета находились 44 человека (в том числе члены экипажа).
В четверг МЧС Украины уточнило, что рейсом №8971 летели 52 человека, в том числе восемь членов экипажа. При авиапроисшествии погибли пятеро пассажиров.
Спасательным службам удалось вовремя эвакуировать 45 человек. Как отмечает МЧС, спасатели приступили к работе через три минуты после аварии и быстро потушили огонь. Всего было привлечено 82 единицы специальной пожарно-спасательной техники и 438 человек, из них от МЧС — 21 единица техники и 115 работников. Председатель донецкой областной госадминистрации Андрей Шишацкий сообщил журналистам, что пожара внутри самолета не было. «Горела полоса из керосина по траектории, по которой двигался самолет», — передает РИА «Новости» слова губернатора.
Среди погибших в аварии Ан-24 в донецком аэропорту был помощник главы Одесского областного совета Валерий Бобков. Эту информацию сайту «Думская.net» подтвердил председатель собрания Николай Пундик.
Портал сообщает, что с ним летел девятилетний сын, которому удалось спастись. Также, по данным издания, на борту самолета находились прокурор Ростислав Крикливый, сотрудник облпрокуратуры Михаил Черный, сотрудник облуправления юстиции Александр Шабловский. Крикливый и Черный не пострадали, как и руководитель одесского Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД Одессы Владислав Богомолов. Депутат Одесского облсовета Андрей Андрусенко получил травму позвоночника, а начальник городского управления капстроительства Одесского горсовета Анатолий Рагулин — травму лица.
Данные о количестве пострадавших по-прежнему разнятся. По информации источника РИА «Новости» в Донецкой травматологической больнице, туда были доставлены семь человек. «Тридцать человек осмотрены в травмпункте. Семь из них в удовлетворительном состоянии и состоянии средней тяжести госпитализированы», — сказал он. В главном управления госслужбы по ЧС Украины в Донецкой области сообщили, что еще один пострадавший находится в отделении нейрохирургии. Его состояние не уточняется. А в Донецкой областной администрации заявили, что госпитализированы пять человек. Старший врач смены Донецкой областной больницы, в свою очередь, рассказал, что в этой клинике находятся еще четыре человека, и все они в удовлетворительном состоянии. По последним данным МЧС Украины, в больницы были госпитализированы восемь человек.
Один из выживших пассажиров вскоре после авиапроисшествия заявил, что причиной аварии мог стать отказ одного из двух двигателей самолета.
«Это просто кошмар… По предварительным данным, в самолете во время посадки в аэропорту Донецка отказал двигатель», — рассказал журналистам Олег Ошека.
Члены экипажа подтвердили информацию о технических неполадках: они уточнили, что речь идет о возгорании правого двигателя и задымлении в левом. «Мы приняли решение на уход на второй круг. Что дальше начало происходить, я плохо помню: кабина перевернулась, я в кабине находился в тот момент. Кабину перевернуло, началось возгорание правого двигателя, левый дымился в этот момент. Мы вышли из кабины, в первую очередь начали вытаскивать людей, потому что они были прижаты сиденьями», — рассказал украинскому Пятому каналу один из членов экипажа — стажер, находившийся в кабине пилота во время авиапроисшествия.
Большинству людей удалось выжить благодаря трещине, которая возникла в фюзеляже разломившегося пополам самолета.
«Мы шли на снижение уже, вдруг почувствовали, что скорость самолета увеличивается, после чего начался крен влево. Произошло столкновение с землей, и самолет смяло в прямом смысле как консервную банку. Благодаря той трещине, которая образовалась в самолете, мы смогли вовремя покинуть самолет до возгорания», — заявил Ошека. «Если бы, наверное, не эта трещина, то мы бы оттуда не выбрались», — добавил другой пассажир, Дмитрий Вербицкий.
Очевидцы утверждают, что выживших пассажиров долгое время не выпускали из здания аэропорта.
«Самолет загорелся в поле. Часть пассажиров удалось эвакуировать, знакомый, который летел на борту, говорит, что есть жертвы, — написал на своей странице в Facebook очевидец Денис Казанский. — Пассажиры аварийного самолета АН 24 сейчас дают показания милиции, их не выпускают из аэропорта, к ним не пускают близких и знакомых. <…> У всех госслужб разнарядка молчать о жертвах, информация о катастрофе вообще не должна была попасть в прессу до начала футбольного матча «Шахтер» — «Боруссия», чтобы не отменять матч. Информация — инсайдера в одной из госструктур. Они в шоке, что все так быстро стало известно».
Источник в аэропорту сообщил, что большинство пассажиров летели из Одессы в Донецк на матч 1/8 финала Лиги чемпионов между «Шахтером» (Донецк) и «Боруссией», передает РИА «Новости». «Летели в основном болельщики», — сказал он. Президент «Шахтера» Ринат Ахметов от лица клуба выразил соболезнования родным и близким погибших. «Мы все шокированы этой страшной трагедией. Никакие слова не могут выразить ту боль, которую сейчас испытывает каждый из нас — футболисты, тренерский штаб, сотрудники футбольного клуба «Шахтер», все болельщики. Мы глубоко скорбим и выражаем самые сердечные соболезнования родным и близким погибших», — говорится в его заявлении на сайте «Шахтера». Матч 1/8 финала Лиги чемпионов начался с минуты молчания.
%Источник украинской газеты «Сегодня» в управлении МЧС по Донецкой области сообщил, что самолет садился в густом тумане.
«Самолет садился в густом тумане — видимость составляла не более трех метров. С первого раза приземлиться не удалось, и он пошел на второй круг. При повторном приземлении шасси зацепилось за электроопору, после чего у лайнера отвалился хвост, и он рухнул», — рассказал он. По данным сайта Aviation Safety Network, видимость в аэропорту была в районе250 м в условиях тумана, на взлетно-посадочной полосе — 750 м.
Эту версию поддерживает генеральный директор компании «Южные авиалинии» Юрий Молодой.
Он уверяет, что Ан-24 был исправен, а наиболее вероятная причина аварии — густой туман и ошибка пилота.
«Вылет проходил отсюда в штатном режиме, никаких особенностей и замечаний не было, — цитирует его «ТСН». — Я сидел на рабочем месте, когда в 16.30 самолет порулил на старт, я еще про себя подумал, что на 30–35 минут задержались с вылетом. Что произошло в Донецке, я знаю точно так же, как и вы. Я отправил официальный запрос на службу аэропорта Донецка, где проводились аварийно-спасательные работы, — они мне пока ничего официально не ответили. Из разговоров знаю, что в Донецке был сильный туман». Он отметил, что у судна было достаточно топлива, чтобы из-за погодных условий уйти на другой аэродром или же вернуться в Одессу, но пилот принял решение садиться в Донецке, чтобы не расстраивать пассажиров. Работа авиакомпании «Южные авиалинии» в связи с аварией приостановлена.
Вице-премьер Украины Александр Вилкул также сообщил, что у самолета не было технических проблем. «Он проходил все регламентные работы в срок», — сказал он журналистам.
Донецкая областная прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 276 УК Украины (нарушение правил движения воздушного транспорта, повлекшее гибель людей).
Премьер-министр Украины Николай Азаров поручил создать комиссию для выяснения причин аварийной посадки. По его распоряжению комиссию возглавит вице-премьер-министр Александр Вилкул. Результаты расследования будут представлены кабинету министров. Азаров также поручил оказать необходимую помощь семьям погибших при аварии и обеспечить необходимые условия для лечения пострадавших.
По данным Aviation Safety Network, пассажирский турбовинтовой самолет Ан-24РВ «Антонов» с бортовым номером UR-WRA совершил свой первый полет в 1973 году.
Всего в результате авиакатастроф и аварий было потеряно 150 самолетов Ан-24, 136 из этих ЧП заканчивались гибелью людей: в общей сложности погибли 2023 человека. Еще четыре человека погибли в результате 34 попыток угона или захвата. Максимальная вместимость пассажиров – 52 человека.