В понедельник добровольцы России раскритиковали законопроект «О волонтерах», который на прошлой неделе был представлен членами Совета федерации. Ожидается, что в весеннюю сессию документ будет рассмотрен Госдумой в первом чтении, однако сами добровольцы выступают резко против его принятия в том виде, в каком он сейчас находится. В идеале волонтеры вообще не хотят, чтобы этот закон появился.
На «круглом столе», собранном Комитетом гражданских инициатив, присутствовали представители 34 организаций, которые работают с волонтерами.
«По мере знакомства с законопроектом у меня возникли вопросы, и я хочу услышать ваше мнение», — аккуратно открыл обсуждение экс-министр финансов и председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин.
Все выступившие на «круглом столе» пришли к единому мнению: законопроект усиливает контроль государства за добровольной помощью граждан. Документ предполагает вручение контроля уполномоченному органу, который будет вести реестр всех волонтеров, выдавать им личные книжки, а также держать список работ для волонтеров. Далее вниз волю государства будут нести местные органы самоуправления, доводя ее до добровольческих организаций, а те через координаторов будут командовать волонтерами. Такую иерархию видят в будущем авторы законопроекта.
«Организатором волонтерской деятельности прописано государство, то есть оно узурпировало добровольную помощь», — заявил директор Центра гражданской взаимопомощи «Раменское» Сергей Воронин.
Текст составлен таким образом, что госорганы назначаются главными распределителями добровольческой помощи, говорят волонтеры. Во Всемирной декларации добровольчества указано, что деятельность добровольцев — это право граждан менять социум вокруг к лучшему, а законопроект ограничивает деятельность волонтеров только теми формами и видами работ, которые закреплены в документе, то есть любая другая помощь будет вне закона, пояснила директор благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. Она указала, что основной задачей добровольца указана помощь государству. «Это не добровольчество, а реализация госзаказа — пионерия, попытка возродить историю. Люди, которые писали это, хотят посылать волонтеров туда, куда им нужно – может, и не на дачу министра, так в Сочи», — говорит Альшанская.
«Мы рискуем получить государственное волонтерство», — подытожила она.
Конкретизируя претензии, волонтеры пояснили, что считают в принципе неверным сам подход к добровольчеству, который выбрали авторы документа. Помимо контроля в законопроекте постоянно говорится о системе поощрения, о мерах стимулирования. Возможность получения компенсаций за проезд, оплата гостиницы, выдача униформы и сувениров — это все будет получать волонтер, который зарегистрируется в реестре, заведет личную книжку добровольца и подпишет договор на выполнение работ. «Но волонтерство — это бескорыстие! Кого же привлечет законопроект, если будет введено стимулирование?» – спрашивает психолог по работе с волонтерами благотворительного центра поддержки и организации досуга тяжелобольных детей и детей-сирот Калининградской области «Верю в чудо» Елена Киричук. Она рассказала, что к ним приходят студенты и требуют поставить штампик.
«Они говорят: «Без штампика мы в детский дом не пойдем, нам за него льготы дают», — передает слова молодых людей Киричук. — И мы эту гадость хотим закрепить в законе!»
О «бумажных волонтерах» говорила и член комиссии Общественной палаты по развитию благотворительности и волонтерства, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова. «Это те, кто будут регистрироваться, заводить личные книжки, но при этом работать не будут», — пояснила она.
«Вообще смешно слышать про мотивацию и стимулирование. Разве люди идут в огонь и тушат пожары ради налоговых льгот? Помогают добрые и нормальные люди безвозмездно», — добавляет руководитель противопожарной программы «Гринпис Россия» Григорий Куксин.
Даже представитель РПЦ раскритиковала работу Совета федерации.
«Христианские добровольцы не хотят зарабатывать бонусы, регистрироваться. И вообще странно, как государство будет разъяснять верующим, как они должны выполнять свою христианскую миссию волонтера», — заявила юрист синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви Наталья Старинова. «Из документа складывается ощущение, что добровольческие организации — это просто поставщики людей для государства», — добавила она.
Добровольцы опасаются разделения на «белых» и «серых» волонтеров: государство введением реестра фактически даст добро регионам на работу только с зарегистрированными добровольцами. А «нормальные волонтеры» окажутся на полулегальном положении. «В пункте о личной книжке говорится, что она заводится при привлечении добровольца к работам, то есть регистрация — это заложенное в законе требование. А значит, организациям фактически рекомендуется привлекать только зарегистрированных волонтеров», — отметила юрист Старинова.
Кроме того, волонтерам не нравится, что документ Совета федерации ставит вне закона помощь спонсоров — коммерческих организаций и политических партий.
Никакое государственное финансирование не сравнится с той помощью, которую оказывают представители бизнеса, говорят руководители благотворительных фондов. «Мы все делаем, чтобы привлечь инвестиции. Жертвуют в основном люди из бизнеса. Но они же тоже деньги считают. И сейчас они увидят, что добровольцев финансирует государство, и скажут — так пусть вам власти помогают», — говорит Киричук.
В настоящее время два вида волонтеров уже почувствовали, что значит работать под действием «личного» закона. Это добровольные пожарные и «олимпийские» волонтеры в Сочи.
После массовых лесных пожаров был принят закон «О добровольной пожарной охране». Он регулирует деятельность добровольных лесных пожарных. «Этот закон отнял у нас звание пожарных, новый отбирает добровольность — и кто мы после этого? Просто лесные… братья?» — иронизирует представитель «Гринпис Россия» Куксин. «Тот закон тоже принимался впопыхах, — продолжает Куксин. — В качестве руководителя Всероссийского добровольного пожарного общества был посажен генерал МЧС (Михаил Верзилин, сменивший Сергея Груздя в 2011 году. — «Газета.Ru»). После этого была достигнута цель по численности — цифра в 800 тысяч добровольцев. Но если расспросить пожарных, то они расскажут, как всех родственников и друзей записали в добровольцы, из них создали клубы духовых оркестров, и сейчас от них требуют отчетов». По его словам, реально работающие добровольные пожарные были фактически отстранены от работы. То есть закон не решил проблему с лесными пожарами в регионах, где не хватает профессиональных кадров. «Конечно, мы продолжаем выезжать на лесные пожары, отслеживая их по данным космического мониторинга», — говорит Куксин.
Для спортивных добровольцев принятый недавно законопроект о волонтерстве на Олимпиаде-2014 в Сочи оказался, наоборот, спасением. «Этот законопроект первым ввел в России понятие «волонтер», — пояснил директор департамента по работе с волонтерами Оргкомитета Сочи-2014 Антон Лопухин. — Закон дал статус и позволил закрепить сервисы для волонтеров (материальную компенсацию, обеспечение жильем, питанием и формой. — «Газета.Ru»)». Он повторял те же аргументы, которые приводили представители региональных органов власти и волонтеры на встрече с членами Совета федерации, которые хотели узнать мнение регионов по поводу законопроекта. Однако, несмотря на лояльность к государству, «спортивные волонтеры» уже в полной мере почувствовали внимание со стороны аудиторов Счетной палаты, признался Лопухин.
В процессе обсуждения на «круглом столе» волонтеры пояснили, чего же они на самом деле хотят от властей. Представители Общественной палаты ратовали за возвращение к их варианту законопроекта, обсуждавшемуся летом 2012 года, который предлагал не отдельный закон, а ряд поправок в уже существующие нормативные акты. Их поддержали некоторые представители волонтерских организаций. «Все отношения государства с волонтером уже прописаны в законодательстве, в том числе в законе о некоммерческих организациях, законе о Сочи и волонтерах. В Налоговом кодексе есть указание, что помощь, полученная волонтерами, не облагается налогом. А если государственные органы не знают, как работать с волонтерами, пусть работают с ними как с обычными гражданами. Отдельный закон не нужен — он опасен и вреден», — заявил руководитель благотворительного проекта «Нужнапомощь.Ru» Дмитрий Алешковский. Кроме того, есть смысл принять отдельный закон о государственном финансировании добровольцев, согласились собравшиеся за «круглым столом». «В других странах есть законы о волонтерстве, но они регулируют только передачу государственных средств», — добавила Елена Альшанская.
Координатор общероссийского волонтерского движения «Гражданский корпус» Алена Попова, работавшая в Крымске, добавила, что есть необходимость отрегулировать взаимоотношения госорганов и волонтеров, которые работают в зоне ЧС. «Нужны поправки, направленные на волонтеров, работающих в ЧС, а те, кто бабушкам помогает, их в законе вообще не должно быть, — заявила Попова. — Нам надо страхование, учет прибывших, нам также нужны книжки спасателей. Мы против стимулирования, но чрезвычайным волонтерам необходимо компенсировать расходы на их труд, кроме того, мы поддерживаем право дисконтного и первоочередного выкупа билетов в зону ЧС».
После обсуждения Алексей Кудрин объявил о создании рабочей группы, которая за сутки должна будет суммировать все претензии к законопроекту. А в будущем планируется выработать предложения по альтернативному законопроекту о поправках.
Пока политически активные добровольцы намерены влиять на законодательство, остальные представители добровольческих движений остаются при своем мнении. Директор благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» Елизавета Олескина сообщила «Газете.Ru», что не вчитывалась в законопроект. «Думаю, он нас не затронет, а сюда я пришла послушать», — пояснила она. Ее фонд помогает обитателям около сотни домов престарелых и инвалидов в 15 регионах России. «В год мы совершаем примерно 300 поездок, в каждой участвует десять волонтеров», — добавляет Олескина.
В волонтерской программе помощи на дорогах Motocitizen (Мотограждане) задействованы 5 тысяч человек. Координатор проекта Павел Сосков выступает резко против закона. Его добровольцы на мотоциклах, скутерах и других средствах передвижения выезжают на место аварий. Волонтеры-медики помогают пострадавшим. Волонтеры-юристы оказывают помощь в оформлении ДТП, помогают в эвакуации транспорта, оказывают поддержку в судах. «Мы сейчас думаем, как обойти такой законопроект, если он будет принят, — пояснил «Газете.Ru» Сосков. — Может быть, зарегистрируемся как СМИ, будем репортерами, которые заодно со сбором материала оказывают помощь».