В понедельник силовики подвели итоги операции ФСБ и МВД по поиску террористов в исламской молельне Апраксина двора Санкт-Петербурга. Как рассказали «Газете.Ru» в ФМС России, сегодня из Пулково отправлены домой двое граждан Азербайджана и двое — Узбекистана. Еще пятеро граждан Таджикистана вылетели на родину накануне. В Следственном комитете (СК), в свою очередь, сообщили, что задержан и арестован уроженец Кабардино-Балкарии, 25-летний россиянин Мурат Сарбашев. Его подозревают в распространении в сети литературы и видео экстремистского содержания. «Сарбашев арестован решением суда, ему предъявлено обвинение», — уточнили в СК.
В Координационном совете мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области, к которому относится молельня в Апраксином дворе, собираются жаловаться на действия силовиков.
«Мы сейчас обдумываем, в какие организации обратиться, — просто так не оставим, конечно, — сказал «Газете.Ru» Шамиль Мугаттаров, председатель Координационного совета мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области (эта организация, в свою очередь, подчиняется Совету муфтиев России, главой которого является шейх Равиль Гайнутдин). — В пятничный, торжественный для нас день пришли в мечеть, сорвали службу, грубо вытолкали людей.. И такое у нас происходит ежегодно, и все сходит на пшик. Ну депортировали девять человек — так это еще мало, учитывая миграционную ситуацию. Зато на всю страну силовики показали: смотрите, мы, мол, работаем, задержали сразу 500 мусульман!»
Мугаттаров говорит, что не знает задержанного и что власти не могут закрыть мечеть в Апраксином дворе.
«Мы не против того, чтобы ловили террористов и экстремистов. Ловите, мы даже поможем. Но унижать мусульман из-за одного человека — это неправильно. Мы зарегистрированы в Минюсте как религиозная организация, помещения мы законно арендуем у собственника, мы в постоянном диалоге с властями города, нас прекрасно знают как организацию от Совета муфтиев России. Зачем силовики это ломают? Задержанного Сарбашева я не знаю. Не думаю, что мечеть в Апраксином дворе закроют. Если в православном храме или соборной мечети поймают преступника, не будут же из-за этого их закрывать?»
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты выдвинули несколько версий, зачем силовикам понадобилась столь громкая операция.
Первая версия — случившееся является этапом борьбы за право построить первую мечеть в Ленинградской области.
В России сегодня два влиятельнейших исламских лидера — Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России, и Талгат Таджуддин, верховный муфтий России. Отношения между двумя духовными лидерами всегда были напряженными. Оба, по сути, являются главными муфтиями страны, и оба возглавляют влиятельнейшие организации: Гайнутдин — ДУМЕР (Духовное управление мусульман европейской части России), Таджуддин — ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман России). Между ними соответственно поделены структуры в регионах: так, Соборная мечеть Санкт-Петербурга традиционно поддерживает муфтия Таджуддина (ЦДУМ), другие исламские организации тяготеют к муфтию Гайнутдину (ДУМЕР). Из-за этого между двумя организациями постоянно вспыхивают конфликты и скандалы. Например, на днях такой конфликт разгорелся вокруг права на потенциальное строительство первой мечети в Ленинградской области.
В начале года в поселке Сосново Приозерского района области была зарегистрирована исламская религиозная организации «Азан», находящаяся в юрисдикции ДУМЕР. В январе 2013 года «Азан» озвучил задачи — «проповедь традиционного для России ислама», «духовное окормление военнослужащих-мусульман» и строительство в Ленобласти первой мечети. После этого муфтий Соборной мечети Равиль Пончаев встретился с полпредом Северо-Западного федерального округа и губернатором области, заявив о «деструктивном характере деятельности» организации «Азан». «Мы разберемся, на каком основании организация «Азан» была зарегистрирована, — отреагировал губернатор Дрозденко. — И если эта информация о ней подтвердится, мы примем все возможные меры для отмены регистрации на территории региона». В свою очередь, муфтий Пончаев перехватил инициативу и передал губернатору проект духовно-просветительского центра в том же Приозерском районе Ленинградской области. «На частной территории будут построены мечеть, синагога и православная церковь», — рассказал он. «Таким образом, операция в Апраксином дворе могла быть предупреждением для ДУМЕР: довольствуйтесь тем, что имеете, и не лезьте в Ленинградскую область» — полагает источник «Газеты.Ru» в исламских кругах Петербурга. Впрочем никакими доказательствами эта версия, разумеется, не подтверждается.
Вторая версия связана с непростой экономической ситуацией вокруг Апраксина двора, который представляет собой 14 га территории в центре города.
Этот исторический квартал является таким же долгостроем, как и стадион «Зенит». В 2007 году правительство Матвиенко объявило тендер на реконструкцию Апраксина двора. Выиграла его компания «Главстрой» (она входит в «Базовый элемент»). Прошло шесть лет — Апраксин двор существует в прежнем виде. На днях Смольный заявил, что не будет продлевать контракт с «Главстроем», поскольку за все время компания построила один забор. В свою очередь, «Главстрой» пообещал властям Питера долгие арбитражные разбирательства, поскольку компания уже потратила миллиард рублей на «решение имущественных, финансовых и технических вопросов» по Апраксину двору.
«Не исключено, что это такой ход властей, — говорит экономист Сергей Грязьев. — Горожанам решили показать, что Апраксин двор как был, так и остался «чревом Петербурга», в котором обитают мигранты с ножами и заточками, а ваххабиты проводят какие-то непонятные службы, которые разгоняет вооруженный ОМОН. То есть инвестор «Главстрой» сделать с двором ничего не смог, а поэтому инвестора надо менять».
По мнению собеседника, информационный «исламский» шум поднимается «всякий раз, когда начинается экономическая возня вокруг Апраксина двора».
Напомним, что масштабная операция в Апраксином дворе прошла в минувшую пятницу. Бойцы спецназа ФСБ и МВД, оперативники центра Э задержали около 300 человек, молившихся в таджикской молельне на территории этого вещевого рынка.
По официальной версии, причиной масштабной операции в Апраксином дворе стало уголовное дело в производстве СК. Оно возбуждено по статьям «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» и «Возбуждение ненависти либо вражды».
«Обыски и задержания были проведены с целью изъятия литературы экстремистского содержания, оружия, наркотиков, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, а также лиц, совершивших данные преступления», — заявили в ведомстве.
Как рассказал «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах, поводом для уголовного дела стали экстремистские материалы в соцсетях. По словам собеседника, участники сообщества «Петербургский джамаат» размещали видео, оправдывающее терроризм во имя религии, видеообращения главарей бандформирований, запрещенные в России книги, высказывались против конституционного строя.
«Есть основания полагать, что некоторые из «Петербургского джамаата» были связаны с радикальными исламистами и бандподпольем на Северном Кавказе. Действовали они конспиративно», — сказал собеседник. По его словам, обыски и задержания накануне проводились не только в таджикской молельне, но и по другим адресам в Петербурге и Ленинградской области. Всего было проверено около пятисот человек.
Арестован был всего один. «Это Мурат Сарбашев, 1988 года рождения, уроженец Кабардино-Балкарской республики, проживающий в Санкт-Петербурге без регистрации. Он подозревается в размещении в период с октября 2010 года по апрель 2011 года в сети интернет литературы экстремистского содержания, а также видеороликов с изображением террористических актов», — уточнил тогда собеседник.
Словосочетание «Петербургский джамаат» впервые прозвучало в 2008 году, когда в городе начался громкий процесс по делу о покушении на убийство Валентины Матвиенко. Трех подсудимых — 29-летнего Тимура Саидгареева, 17-летнего Владислава Баранова и 20-летнего Равиля Муратова — обвинили в создании террористической организации. По данным следствия, они хотели взорвать автомобиль губернатора во время празднования в Петербурге национального праздника Сабантуй. Мотивом послужило убеждение подсудимых, что «российские власти притесняют мусульман, оккупировали мусульманские территории и качают из них полезные ресурсы». Для осуществления своих замыслов подсудимые создали «джамаат». Однако присяжные горсуда Петербурга оправдали всех троих, а Верховный суд оставил их приговор в силе.