В понедельник следователи Татарстана отрапортовали об окончании расследования дела о крушении теплохода «Булгария» 10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище Волги, неподалеку от Казани. Как сообщили в республиканском следственном управлении (СУ) Следственного комитета (СК), материалы дела направлены в прокуратуру Татарстана для утверждения обвинительного заключения. Хотя бы примерные сроки передачи дела в суд в СУ СК назвать затруднились.
На скамье подсудимых окажутся капитан «Булгарии» Рамиль Хаметов, субарендатор теплохода и гендиректор компании ООО «Аргоречтур» Светлана Инякина, эксперт Российского речного регистра Яков Ивашов и двое сотрудников Ространснадзора — Владислав Семенов и Ирек Тимергазеев. Фигуранты уголовного дела обвиняются в оказании услуг, не отвечающих требования безопасности жизни и здоровья (ст. 238 УК), нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст. 263 УК), нарушении правил охраны труда (ст. 143 УК) и злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК).
По версии следствия, именно совокупные действия обвиняемых привели к гибели 122 человек — пассажиров и членов экипажа.
В СУ СК подчеркивают, что непосредственная причина аварии дизельэлектрохода — неудовлетворительное техническое состояние судна и плохая подготовка экипажа.
Кроме того, отмечают следователи, на «Булгарии» не соблюдались требования и правила безопасности судоходства, совсем не исполнялись либо плохо исполнялись обязанности судовладельцами, командным составом экипажа, а также чиновниками, которые должны были контролировать подготовку судна к плаванию и его эксплуатацию в навигацию 2011 года.
К примеру, Иреку Тимергазееву вменяется то, что он, будучи ответственным за предлицензионную проверку, дал положительное заключение о готовности компании — субарендатора «Булгарии» к соблюдению требований и условий лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом.
Согласно версии, озвученной МЧС после трагедии, утром 10 июля «Булгарию» захлестнула боковая волна. После этого двухпалубный теплоход, выпущенный в 1955 году в Чехословакии, накренился, перевернулся и пошел ко дну. Спаслось тогда 79 человек.
Всего объем уголовного дела составляет более 90 томов, по делу проходит более двухсот потерпевших. За полтора года, в течение которого длилось следствие, допрошено более 100 свидетелей и проведено более 250 различных экспертиз, наиболее сложной из которых стала комплексная судоводительская и инженерно-техническая судебная экспертиза, длившаяся с августа 2011 года по март 2012-го. Именно по итогам комплексного исследования состояния судна и действий экипажа следователи определили окончательный круг подозреваемых.
В следствии также отмечают, что количество жертв могло быть и меньшим, если бы не поведение экипажей сухогруза «Арбат» и буксира «Дунайский-66», которые прошли мимо терпящих бедствие людей, так и не оказав им помощи.
«Со слов выживших, это сломило их волю: у многих создалось ощущение, что они никому не нужны.
В настоящее время оба капитана понесли заслуженное наказание», — говорится в официальном сообщении республиканского управления Следственного комитета.
В конце февраля 2012 года Московский райсуд Казани вынес приговор капитану буксира «Дунайский-66» Александру Егорову. За неоказание помощи пассажирам (ст. 270 УК) затонувшей «Булгарии» обвинение просило для Егорова 200 тыс. рублей штрафа. Суд признал Егорова виновным в совершении преступления и приговорил его к штрафу в размере 190 тыс. рублей. Ранее, в декабре 2011 года, к 130 тыс. рублей штрафа за аналогичное преступление был приговорен капитан «Арбата» Юрий Тучин.