В пятницу вечером правоохранительные органы начали в Петербурге масштабную операцию в Апраксином дворе. В таджикской молельне, находящейся на территории этого вещевого рынка, искали запрещенную литературу. Квартал оцепили, к корпусу № 15, где на третьем этаже расположена молельня, подтянулась сотня бойцов спецназа ФСБ, МВД, ОМОНа, оперативники центра Э. В молельне в это время начинался намаз, однако закончить его мусульманам не дали.
Под распевное чтение молитвы на пороге с грохотом возникли люди с автоматами, в масках и бронежилетах.
«Акилов, на выход!» — властно приказал старший. Имам Абдурахман Акилов, один из лидеров таджикской диаспоры в Петербурге, прятаться не стал и пошел навстречу полицейским. Своим единоверцам он посоветовал не сопротивляться. Его увели. После этого поодиночке вывели остальных.
В самой молельне прошел обыск. Оперативники искали экстремистскую литературу, наркотики, оружие. На улице тем временем задержанных усаживали в автозаки, предварительно обыскивая. У некоторых нашли заточки и ножи. Около 300 человек отвезли в Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД (Центр Э), где началась проверка документов. Выяснилось, что большая часть — приезжие из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, с Северного Кавказа, были и несколько граждан Египта и Афганистана. Допрос был поставлен на поток: после установления личности очередному задержанному показывали фотографии бандитов, находящихся в розыске, просили опознать, интересовались прозвищами, «откатывали» отпечатки пальцев. Попутно выяснилось, что у многих мусульман нет регистрации в Петербурге — их передавали ФМС, сотрудники которой также участвовали в мероприятии. У десяти задержанных были документы с признаками подделки, 20 человек вообще не имели документов, еще шесть, как выяснилось, ранее уже были депортированы из России. Проверка длилась до позднего вечера.
Особо подозрительных допросили сотрудники СКР: у них в производстве находится уголовное дело, которое и стало причиной масштабной операции.
«Дело возбуждено по статьям «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» и «Возбуждение ненависти либо вражды», — сообщили в СКР. --
Обыски были проведены с целью изъятия литературы экстремистского содержания, оружия, наркотиков, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, а также лиц, совершивших данные преступления».
Как рассказал «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах, поводом для уголовного дела стали экстремистские материалы в соцсетях. По словам собеседника, участники сообщества «Петербургский джамаат» размещали видео, оправдывающее терроризм во имя религии, видеообращения главарей бандформирований, запрещенные в России книги, высказывались против конституционного строя.
«Есть основания полагать, что некоторые из «Петербургского джамаата» были связаны с радикальными исламистами и бандподпольем на Северном Кавказе. Действовали они конспиративно», — сказал собеседник. По его словам, обыски и задержания накануне проводились не только в таджикской молельне, но и по другим адресам в Петербурге и Ленинградской области. Всего было проверено около пятисот человек.
Позднее в Следственном комитете назвали имя первого подозреваемого в рамках «дела о джамаате».
«Задержан Мурат Сарбашев, 1988 года рождения, уроженец Кабардино-Балкарской республики, проживающий в Санкт-Петербурге без регистрации, — сообщили в ведомстве. — Он подозревается в размещении в период с октября 2010 года по апрель 2011 года в сети интернет литературы экстремистского содержания, а также видеороликов с изображением террористических актов». Некоторые аккаунты Сарбашева в сети до сих пор не заблокированы.
Словосочетание «Петербургский джамаат» впервые прозвучало в 2008 году, когда в городе начался громкий процесс по делу о покушении на убийство Валентины Матвиенко. Трех подсудимых — 29-летнего Тимура Саидгареева, 17-летнего Владислава Баранова и 20-летнего Равиля Муратова — обвинили в создании террористической организации. По данным следствия, они хотели взорвать автомобиль губернатора во время празднования в Петербурге национального праздника Сабантуй. Мотивом послужило убеждение подсудимых, что «российские власти притесняют мусульман, оккупировали мусульманские территории и качают из них полезные ресурсы». Для осуществления своих замыслов подсудимые создали «джамаат».
Однако присяжные горсуда Петербурга оправдали всех троих, а Верховный суд оставил их приговор в силе.
В соцсетях сейчас можно найти группы под названием «Московский джамаат», «Волгоградский джамаат», «Ханты-Мансийский джамаат», некоторые из них являются закрытыми для посторонних. Само слово «джамаат» (в переводе с арабского — братство, сообщество, община) ранее не несло негативной нагрузки. Значение изменилось во время чеченских войн, когда «джамаатами» стали называть террористические группы исламистов, действующие в подполье.
Апраксин двор и Сенной рынок — традиционные места крупных молитвенных комнат мусульман в Петербурге. Каждую пятницу петербуржцы становятся свидетелями того, как сотни молодых мужчин идут помолиться в «свою мечеть». В данном случае под последней подразумевается арендованное помещение в бывшем торговом корпусе. Иногда там в тесноте молятся сотни людей. Как правило, это мигранты, гастарбайтеры. Они не идут в Соборную мечеть Петербурга у станции метро «Горьковская» по разным причинам. У одних это разногласия в вопросах веры, другим нравится отправлять религиозные обряды вместе с земляками, третьим не нравится позиция «официальной мечети», которая якобы оккупировала все исламское пространство Петербурга. В Соборной мечети, в свою очередь, ранее заявляли, что молельни на рынках, в вузах, в съемных квартирах устраивают нелегальные мигранты, им помогают исламисты из-за рубежа — радикальные салафиты, которые за «войну против неверных».
Еще лет восемь назад ныне покойный муфтий Соборной мечети Джафар Пончаев рассказывал корреспонденту «Газеты.Ru»: «Каждую проповедь я призываю наших мусульман быть осторожными и не поддаваться местным ваххабитам. Приходят ко мне даже дипломаты из разных исламских стран, пытаются агитацию вести, приходят те, кто на споры вызывает, глаза горят, некоторые даже за ножи хватаются, рассказывают, как неверных убивали... Чем вы хвалитесь, говорю я им, в Коране ведь сказано: «Кто убьет душу, тот подобен убийце всего человечества».
Правоохранительные органы Петербурга также с недоверием относятся к молельням-мечетям. Как результат — ежегодные облавы, обыски, спецоперации. Например, еще в 2009 году ОМОН провел обыск в уже упоминавшейся молельне в Апраксином дворе. Там нашли запрещенную книгу саудовского богослова аль-Хашими «Личность мусульманина». Имам мечети Абдурахман Акилов заявил, что омоновцы устроили погром, а книга мечети не принадлежит.
В том же 2009 года ОМОН, УФМС и отдел Э ГУВД провели операцию на территории Сенного рынка. В помещении, оборудованном под молельню, нашли пять номеров журнала «Аль-Вай» (его выпускает международная организация «Хизб-ут-Тахрир», признанная Верховным судом России террористической). Кроме того, в молитвенной комнате обнаружили книгу «Система ислама». В середине прошлого века ее написал палестинский богослов Такиуддин аль-Набхани— основатель «Хизб-ут-Тахрир». Также в молельне обнаружили 15 патронов от автомата Калашникова и 10 граммов марихуаны, но установить, кому они принадлежат, не удалось. Позднее за распространение запрещенной литературы в этой молельне условный срок получил гражданин Таджикистана Шамсулла Искандаров.
В 2010 году представители центра Э, ОБЭП и ФСБ побывали с обыском в молитвенных помещениях на Сенном и Апраксином рынках, на Васильевском острове и в детской исламской школе на улице Харченко. Повод — «неустановленное лицо, являющееся пользователем почтового ящика на bk.ru, распространило в интернете «Книгу единобожия» богослова Мухаммеда ат-Тамими, основателя ваххабизма». Эта книга Савеловским судом Москвы была признана экстремистской и включена в федеральный список запрещенной литературы. В итоге в молельне на Сенной площади конфисковали книги, газеты и журналы, в том числе на арабском языке.