Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

ВАК арестован за долги

Главу Высшей аттестационной комиссии отправили в СИЗО до 24 марта

Глава Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки Феликс Шамхалов пробудет в СИЗО до 24 марта, решил Тверской суд. Чиновника подозревают в хищении 350 млн рублей, выделенных ВЭБом на строительство поселка в Одинцовском районе Подмосковья. Сам Шамхалов винит во всем госкорпорацию, которая, по его мнению, «сама хочет забрать большой участок земли неподалеку от Сколково».

В четверг Тверской райсуд Москвы рассматривал вопрос о мере пресечения в отношении руководителя Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки и главы департамента подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников ведомства Феликса Шамхалова. Чиновника задержали на 48 часов во вторник по подозрению в хищении 350 млн рублей у Внешэкономбанка (ВЭБ), выделенных аффилированным с Шамхаловым фирмам на строительство жилого поселка в Одинцовском районе Подмосковья.

В день задержания Шамхалова оперативники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) провели более десяти обысков по месту его жительства (чиновник живет неподалеку от места, где планировалось строительство поселка, в Одинцовском районе), в его кабинете и фирмах. Шамхалов был вызван на допрос к следователю как свидетель по делу, возбужденному по факту мошенничества в группе лиц в особо крупном размере (ч. 4. ст. 159 УК РФ), но к вечеру вторника главе ВАК поменяли статус на подозреваемого.

Заседание по мере пресечения началось около 13.00. У здания Тверского райсуда к этому времени уже дежурил полицейский пазик, а внутри на каждом этаже – по сотруднику полиции. Феликс Шамхалов, невысокий дагестанец в бордовой рубашке и черном пальто с меховым воротом, заметно стушевался, когда увидел у дверей толпу журналистов. «Вы признаете свою вину?!» — выкрикнул один из репортеров из-за спин коллег, но ответа так и не услышал: Шамхалов лишь еще ниже опустил голову по пути в клетку.

Зачитав права чиновника и выслушав его регистрационные данные, судья Евгений Комиссаров предоставил слово следователю Главного следственного управления по Москве Следственного комитета Ивану Анохину, чтобы тот пояснил, почему он требует поместить Шамхалова за решетку.

«Шамхалов подозревается в преступлении, предусматривающем до 10 лишения свободы; оно считается особо тяжким», — начал Анохин, но, заметно нервничая, сразу же отвернулся и от подозреваемого, и от журналистов, и от судьи — он уставился в окно, продолжая, как мантру, монотонно зачитывать документ.

По версии ГУЭБиПК, которая изложена на официальном сайте МВД, «в реализации противоправной схемы участвовали сотрудники ряда коммерческих банков, а также руководители фирм, в том числе аффилированных Шамхалову». В 2006 году ООО «Заречье-2» и ВЭБ заключили кредитный договор на сумму более $ 124 млн.

Как отмечают в МВД, генеральный директор «Заречья-2» Антон Соловаров, вопреки требованию договора, заключил с фирмами-однодневками и аффилированными коммерческими банками фиктивные сделки по покупке векселей. Ценные бумаги сразу же обналичивались, а деньги распределялись между участниками схемы. Для создания видимости благополучного положения организации обналиченные векселя учитывались на балансе дебиторской задолженности как непогашенные. В 2009 году срок ликвидности векселей истек. Чтобы это не помешало получить второй кредит, «организаторы схемы» из Заречья-2, по версии полицейских, оформили еще одну фиктивную сделку по обмену прежних векселей на векселя фирмы-однодневки. Затем, под предлогом погашения долга, руководители «Заречья-2» передали ООО «Марилэнд» тот самый участок земли, на котором предполагалось строительство поселка.

«Первым учредителем и фактическим руководителем указанного общества является Шамхалов. Таким образом, выделенные ГК «Внешэкономбанк» кредитные денежные средства были выведены из-под контроля, обналичены и присвоены участниками группы», — утверждают в полиции. Печати фирм-однодневок были изъяты в ходе обысков во вторник.

Изредка посматривая на ходатайство и отвернувшись от всех, следователь продолжал приводить свои стандартные доводы: если Шамхалов будет на свободе, он может скрыться от следствия (у чиновника есть открытая шенгенская виза), а также использовать свой высокий пост и связи для давления на свидетелей. На давлении Анохин остановился подробнее: «В ходе следствия получены показания свидетелей, которые утверждают, что им поступают угрозы». Смотрящий исподлобья Шамхалов отрицательно покачал головой.

О характере угроз и о том, кому они адресованы, следователь говорить не стал, но позже упомянул двоих свидетелей, которые дали показания на Шамхалова — это бывший управляющий активами чиновника Александр Преступницкий и финансовый директор ООО «Заречье-2» Адель Валитов.

Прокурор, взяв слово, поинтересовалась у следователя, почему он квалифицировал действия Шамхалова как мошенничество, а не отнес их к предпринимательской деятельности. Анохин пояснил, что «они не были направлены на получение прибыли».

Строительство поселка, несмотря на кредитные обязательства, по которым Шамхалов должен был вернуть деньги до 2009 года, так и не началось – сейчас там лишь котлован, объяснял следователь: «Заемные средства расхищались».

Когда Анохин закончил, судья Евгений Комиссаров попросил уточнить основания для возбуждения уголовного дела. «Как утверждают Преступницкий и Валитов, Шамхалов вел переговоры по заключению и пролонгации кредитования, то есть все решения по данному обществу (имеется в виду «Заречье-2») проводил он», — пояснил следователь.

Шамхалов с тем, что говорил Анохин, разумеется, не согласился и высказал свою версию.

«Александр Преступницкий управлял моими активами – я заключил с ним семь договоров управления, всеми компаниями, к которым имел отношение. Вместе с моей помощницей, с которой, как потом выяснилось, Преступницкий был в отношениях, они начали активы выводить. В итоге у него оказалось в собственности около 1000 га земли, земли были и на Рублевском шоссе. Мы провели собственный аудит и его отстранили. Преступницкий приезжал ко мне вместе с какими-то ребятами, угрожал. Что же касается кредита, то Внешэкономбанк навязал управляющую компанию и руководителей управляющей компании, настояв на том, чтобы в схеме появилась фирма «Зузут». Через «Зузут» Внешэкономбанк блокировал все решения, которые мы хотели предпринять, а потом написал заявление в полицию», — заявил Шамхалов и, глядя в глаза Анохину, спросил: «Почему вы так себя ведете, вы же все знаете? И про Преступницкого знаете: он с «солнцевскими» общается». «Вы меня сейчас допрашиваете?», — ответил вопросом на вопрос следователь.

Спор прервал судья – он предоставил слово адвокату Шамхалова Михаилу Олейнику. Тот завалил Комиссарова дипломами и свидетельствами о многочисленных регалиях подозреваемого. Среди наград Шамхалова, как ни странно, оказались медаль за вклад в развитие уголовно-исполнительной системы и медаль главкома внутренних войск за содействие.

Олейник напомнил, что у Шамхалова шестеро несовершеннолетних детей, четверо из которых малолетние, а двое из них, «по сути, инвалиды». Олейник заверил, что Шамхалов не собирается скрываться от следствия, а напротив, заинтересован в расследовании дела. «Кроме того, хочется отметить, что ходатайство следователя основывается на нигде не зарегистрированном рапорте оперативника, который утверждает, что связи и высокий пост Шамхалова коррупционны. На минуточку: его на эту должность, главы ВАК, назначил премьер-министр — он тоже, получается, член преступной группы?» — отметил адвокат. «Я прошу избрать меру пресечения, не связанную с заключением под стражу – таковых много: подписка о невыезде, залог, личное поручительство», — продолжил Олейник, добавив, что в качестве залога Шамхалов готов выплатить 3 млн рублей. Личное поручительство защитник тоже обеспечил – его предоставил глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.

Евгений Комиссаров взял час на то, чтобы вынести решение. В итоге он решил не учитывать доводы защиты и удовлетворить ходатайство следствия. Шамхалов пробудет в СИЗО до 24 марта.

Представители семьи Шамхалова, которые присутствовали в зале, не ожидали такого решения. Один из них на условиях анонимности заявил «Газете.Ru», что Шамхалова подставили. «ВЭБ давал деньги и контролировал их возврат и реализацию кредитного договора. При этом за реализацию и контроль отвечали два родных брата — Адель Валитов, поставленный в «Заречье-2» ВЭБом, и Ильгиз Валитов, который руководит контролирующим департаментов в госкорпорации. Довольно странно, что ВЭБ позволил разворовать деньги, за реализацию которых сам и отвечал», — пояснил представитель семьи чиновника. Что же касается поселка в Одинцовском районе, то «никакого элитного жилья» строить там не планировалось. «Речь шла о кампусе, домиках для студентов. Поскольку там рядом «Сколоково», Феликс хотел, чтобы у студентов было где жить», — подчеркнул собеседеник.

Новости и материалы
В Чехии полиция протестует против низких зарплат и бюрократии
В Минобрнауки назвали плюсы ЕГЭ
В МИД заявили, что в Молдавии назрел сильный раскол в обществе
Редактора издания Doxa объявили в розыск
Россия в ООН предупредила Южную Корею насчет Украины
Источник сообщил об обысках у подавшего в отставку губернатора Голубева
СКА неожиданно уступил аутсайдеру КХЛ
Ученые выяснили, сколько лесов в мире может вырасти без помощи человека
Немецкий концерн Rheinmetall скоро достроит на Украине второй военный завод
Грету Тунберг заметили на митинге в Тбилиси
В Британии призвали не ждать развала экономики России
Милош Бикович объяснил, почему держит в тайне личную жизнь
В Госдуме считают, что глава МОК осознает неправильность решений в отношении России
В Раде призвали мобилизовывать женщин
Постпредство России при ООН прокомментировало договор с КНДР
Глава Таганрога призвала жителей приготовиться к наводнению
Зеленский поговорил с Трюдо по телефону
В Испании сообщили об отмене 50 рейсов из-за плохой погоды
Все новости