Случаи пьяных дебошей, сообщения о которых попадали в СМИ дважды за последний месяц, потрясли депутатов Госдумы. Изучив инциденты с избиением стюарда на рейсе Москва – Хургада и экстренной посадкой самолета, летевшего в Таиланд, парламентарии решили пересмотреть законодательство, регулирующее безопасность на транспорте. Первым с такой инициативой выступил зампредседателя комитета по транспорту единоросс Виталий Ефимов.
Утром в понедельник он предложил запретить пронос алкоголя на борт самолета (таким образом, под запретом оказались бы крепкие напитки, купленные пассажирами в магазинах duty free). К полудню депутат говорил уже о том, что запрет должен касаться не покупок, а распития алкоголя на борту.
«Я когда смотрел эти записи, которые сделали с мобильных телефонов, – это же просто страшно. Я знаю, что такое самолет, это очень неустойчивая машина. Там достаточно маленькой дырки, чтобы сделать разгерметизацию, — сказал Ефимов в разговоре с «Газетой.Ru». — Должны быть предусмотрены законодательные, правовые и нормативные процедуры, которые бы повышали ответственность не за пронос, а за распитие (алкоголя) на борту — меры, которые повысят ответственность за эти вопросы. Пронос – можно сдать в багаж, можно как угодно проносить, но только чтоб не пили». Пьяные дебоширы в самолете, считает парламентарий, могут быть «хуже, чем человек с гранатой». «Россия культуры к питию не имеет: мы начинаем со 100 грамм, а заканчиваем бутылкой. И потом некоторые теряют разум, — констатирует Ефимов. — Не дай бог, мы попадем на такой самолет. С десяти тысяч километров падать тяжело. Да и падаем мы всего две-три минуты».
Разработка законопроекта, по словам Ефимова, заняла бы не меньше полугода, поскольку депутатам потребовались бы консультации с представителями отрасли и спецслужбами. Ясности по поводу того, как может выглядеть финальный документ, у Ефимова пока нет. Впрочем парламентарий перечислил сразу несколько вариантов, с помощью которых законодатели и авиакомпании смогли бы покончить с пьянством в небе. Например, предположил депутат, можно совсем прекратить продажу алкоголя в лайнерах, обучить персонал на борту способам «нейтрализации» дебоширов или обязать авиакомпании отправлять в полеты сотрудников собственных служб безопасности.
Коллеги с инициативой не согласились. Запрет на употребление алкоголя на борту может оказаться неэффективным, считает другой представитель комитета по транспорту, «эсер» Олег Нилов.
«Вот вам сразу контрпример. Ну запретили. Что делают товарищи ушлые отдыхающие? Перед взлетом, за две буквально минуты до посадки на самолет, он берет и вливает все в себя. После взлета может пройти по линии. Через 10–20 минут у него все впитывается в кровь — и вперед. Те же самые последствия», — говорит Нилов. Куда более результативным, полагает депутат, был бы ввод серьезной ответственности и показательно жесткое наказание для тех, кто уже стал героем сообщений о пьянстве в самолете.
Обязательным Нилов считает уголовное преследование дебоширов и возмещение ими материальных потерь за вынужденную посадку самолета.
В случае если депутаты захотят усиливать административную или вводить уголовную ответственность за подобные действия, законопроект попадет на рассмотрение комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Его председатель единоросс Павел Крашенинников сказал «Газете.Ru», что в законе не должно быть пояснений на тему того, что именно алкоголь склонил пассажира к девиантному поведению.
«Для нас абсолютно неважно, укололся он, съел таблетку или выпил лишний стакан. Для нас важно, что нарушается общественный порядок и то, что транспортное средство – это источник повышенной опасности.
Акценты надо смещать. Говорят, там, duty free или еще чего-то — глупости какие! У нас есть конкретное нарушение общественного порядка», — сказал Крашенинников. Сам депутат однажды тоже стал свидетелем дебоша в самолете, причем дрались, по его словам, «два очень известных и абсолютно трезвых человека».
В прошлом созыве, вспоминает Крашенинников, члены комитета по гражданскому законодательству уже вносили законопроект, вводящий ответственность за хулиганство на транспорте. Документ тогда не рассматривали, поскольку депутаты не были уверены в широкой поддержке инициативы. Теперь же Крашенинников намерен вернуться к прошлому законопроекту.
Борьбу с алкоголем на авиарейсах в прошлом году пытался начать Минтранс, предлагавший внести поправки в Воздушный кодекс.
В законопроекте предлагалось отбирать у людей купленный в магазинах аэропорта алкоголь и выдавать его только в точке назначения.
Идея не слишком понравилась представителям авиакомпании S7, давшим отрицательное заключение на документ, поскольку предложение об изъятии алкоголя у пассажиров, по их мнению, трудновыполнимо. «Необходим дополнительный бортпроводник для контроля, приемки, маркировки, складирования, последующей выдачи алкогольной продукции пассажирам; необходимо дополнительное пространство, исключающее доступ третьих лиц, для складирования алкоголя», — говорилось в их комментарии в конце декабря 2012 года. В понедельник с «Газетой.Ru» в авиакомпании разговаривать отказались, объяснив, что они не дают «никаких комментариев и предложений по этой теме».
В «Трансаэро» «Газете.Ru», наоборот, сообщили, что создать технологию, при которой пассажиры получали бы купленный алкоголь лишь в конце полета, более чем реально. Авиакомпания известна своими способами борьбы с употреблением спиртного на борту. Не став дожидаться указаний от депутатов, «Трансаэро» исключила алкоголь из ассортимента товаров, предлагаемых пассажирам на борту, и завела на дальних перелетах сотрудников службы безопасности. В случае необходимости они могут нейтрализовать буйных пассажиров или связаться с правоохранительными органами. «Наша позиция заключается в том, что борьба с противоправными действиями на воздушном транспорте должна вестись комплексно, — пояснил «Газете.Ru» руководитель пресс-службы авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал. — Мы выступаем за то, чтобы ужесточались наказания за противоправные действия на борту воздушного судна. У нас обязательно должна быть проведена, как и во многих зарубежных странах, сертификация подручных средств, которые экипажи воздушных судов могут применять, чтобы обездвижить пассажира, представляющего угрозу для других пассажиров и членов экипажа. Мы выступаем за легализацию так называемых «черных списков» пассажиров, совершивших особо грубые нарушения (идея с «черными списками» не нова, предложение создавать такие списки вносилось в Госдуму в прошлом году. – «Газета.Ru»).
В «Аэрофлоте» предложили дождаться официальной реакции гендиректора в его микроблоге в Twitter.
Вскоре последовал ответ от гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева. Он поддержал планы депутатов изменить законодательство. «Только запрет алкоголя на борту не решит проблему, — заявил Савельев. — Аэрофлот выступает за легализацию черных списков уже в течение 3 лет, но кажется, что это касается только нас! Мы не ощущаем поддержки! Воздушный кодекс запрещает авиакомпаниям вводить черные списки, а ведь самый действенный метод — закрыть доступ дебоширу в самолет. Только в 2012 году на рейсах «Аэрофлота» зафиксировано 490 инцидентов с пассажирами, нарушившими правила поведения непосредственно на борту. У нас есть условный «черный список», в котором 1821 человек. Но мы не можем отказывать им в перевозке, так как нет законных оснований. Можно определить максимальный срок попадания в черный список (от 3 до 5 лет). Никакого наступления на гражданские права в данном случае не вижу».
За год пассажиры привозят в Россию около двух млн литров алкоголя, который они покупают в дьюти-фри, пояснил «Газете.Ru» директор Центра исследований федерального и региональных рынков Вадим Дробиз.
«Алкоголь, который продается в магазинах беспошлинной торговли дьюти-фри, — это, как правило, сегмент премиального крепкого алкоголя, — говорит Дробиз. — За прошлый год в России всего было выпито примерно 120 млн литров такого алкоголя, включая виски, текилу, ром, дорогие виды коньяка. Через дьюти-фри проходит примерно 1–2%, то есть примерно 1–2 млн литров. По экспертным оценкам, это около 40% выручки магазинов беспошлинной торговли». Дробиз добавил, что лично он поддерживает идею передачи алкоголя, купленного в дьюти-фри, на хранение стюардам. А к садящимся на борт пассажирам, по его мнению, вообще надо применять алкотестер.
В настоящее время многие иностранные авиакомпании не боятся предложить пассажирам бесплатный легкий алкоголь — в основном пиво и вино.
Однако большинство предпочитает поить только пассажиров международных рейсов, например: American Airlines, Delta Air Lines (только если полет длится дольше 6 часов), Emirates (исключая рейсы в Саудовскую Аравию), Finnair, Japan Airlines, Malaysia Airlines, Singapore Airlines, SAS, Thai Airways и другие.
На местных рейсах выпивку предлагают Air France, Lufthansa, Air China, KLM, а на рейсах Air New Zealand алкоголь разносят только с 16 до 19 часов.
При этом иностранные авиакомпании запрещают раскрывать на борту пакеты с товарами, приобретенными в магазинах Duty free. В Нью-Йорке товары не отдают пассажирам, а вручают им чек с номером. Пакеты доставляются к самолету и передаются пассажирам в коридоре перед входом на борт. Дальнейший контроль ложится на плечи сотрудников авиакомпании.
За происходящим на борту следят сотрудники службы собственной безопасности, которые находятся в салоне под видом пассажиров. Например, несколько лет назад на рейсе Egypt Air пьяный суданец требовал повернуть самолет в Израиль, угрожая пластиковым ножом. Однако его скрутили сотрудники службы собственной безопасности.
В США есть отдельная профессия — воздушные маршалы. Они вооружены и сопровождают рейс под видом обычных пассажиров.
Их число было увеличено после терактов 11 сентября 2001 года. Спустя три года маршалы обратились к властям с просьбой изменить инструкции, которые предписывают им носить костюм, аккуратную прическу и чистить обувь. Они пожаловались, что в таком виде резко выделяются среди обычных пассажиров. Однако их начальство считает иначе: кто поверит бородатому человеку с татуировками, который вытащит пистолет и скажет, что он — маршал? В 2007 году заявлялось, что количество воздушных маршалов будет еще больше увеличено.
Экипаж иностранных авиакомпаний имеет право обездвижить пассажира с помощью наручников (в России спецсредства еще не разрешены).
В частности, в сентябре 2012 года в наручники был закован пьяный 57-летний пассажир авиакомпании Swiss, летевший из Цюриха в Китай. Он подрался с 29-летним пассажиром, который опустил спинку кресла во время обеда, а затем ударил бортпроводника.
Как показывает практика, усмирять пьяных драчунов бортпроводникам обычно помогают другие пассажиры. Например, в октябре прошлого года на рейсе Delta Air Lines во время снижения в Солт-Лейк-Сити пьяный украинец начал кричать, что у самолета горит крыло. Он бросился к аварийному выходу и схватился за ручку. Другие пассажиры повалили его на пол и удерживали до посадки, после чего передали полиции. А 4 января этого года пассажиры ирландской авиакомпании Iceland Air жестко пресекли пьяную выходку напившегося мужчины. Он перебрал спиртного, начал кричать, что самолет рухнет, плевался, кинулся душить соседку. Тогда пассажиры скрутили его, связали скотчем по рукам и ногам и привязали к креслу, чтобы он не вывалился, а также заклеили ему рот. По прилету в Нью-Йорк любителя выпить унести сотрудники полиции.