Больше половины российских подростков страдают заболеваниями, наличие которых впервые обнаружилось лишь в ходе диспансеризации, прошедшей в 2012 году. Как сообщила на заседании правительства в пятницу министр здравоохранения Вероника Скворцова, в рамках так называемой сплошной диспансеризации обследование прошли более 2,3 млн 14-летних школьников. В ходе этого обследования у 1,3 млн (55%) подростков впервые были выявлены заболевания, требующие лечения.
Наиболее часто у подростков встречались заболевания желудочно-кишечного тракта, у многих выявили патологии опорно-двигательной системы, рассказала Скворцова журналистам после заседания. Кроме того, министр отметила рост числа ранних заболеваний репродуктивной системы (как у девочек, так и у мальчиков).
С этого года Минздрав начинает тотальную диспансеризацию всех несовершеннолетних, рассказала Скворцова.
«Для каждого возраста составлен свой перечень необходимых обследований и осмотров специалистов, — пояснила министр. — Мы надеемся, что диспансеризация не будет иметь формальный характер, каждый ребенок будет взят на контроль и, при необходимости, пролечен».
Отдельный порядок для «масштабной углубленной» диспансеризации разработан для детей-сирот, «рядом с которыми нет внимательных родителей», отметила Скворцова. «Перед нами стоит задача выйти на персонифицированный учет каждого ребенка, находящегося не только в госучреждении, но и в приемных и патронатных семьях, — рассказала она. – Министерство подготовило четыре соответствующих приказа: о ведении регистра, углубленной диспансеризации, совершенствовании оказания без каких-либо ограничений специализированной помощи, включая высокотехнологичную».
По мнению депутата Госдумы, медика по специальности, Алексея Лысякова, столь большой процент впервые выявленных заболеваний объясняется тем, что впервые за многие годы была проведена серьезная диспансеризация.
«Здоровый человек» значит «недообследованный человек», только теперь надо пойти дальше и направить оставшиеся от диспансеризации деньги на лечение, — говорит он. – А если серьезно, то пора уже вспомнить делающую упор на профилактическую медицину систему Семашко, которая была передовой для своего времени и не утратила актуальности и сейчас. Возродить диспансерный учет хронических больных в поликлиниках, профосмотры на предприятиях. Своевременная диагностика, помноженная на современные методы лечения, дает колоссальный эффект».
По словам заведующей одной из детских поликлиник Подмосковья, профилактические осмотры педиатром детей в детских садах и школах проводятся ежегодно, а для «декретированных возрастов» (то есть перед поступлением в школу, в конце первого года обучения, в пубертатный период, перед окончанием образовательного учреждения) к этим осмотрам подключаются и узкие специалисты.
«Ни один годовой отчет у нас не примут без осмотра декретированных возрастов. Просто если раньше рекомендовалось не обращать внимания на многие вещи, сейчас указания изменились», — признается она.
Заведующая поликлиникой поддерживает решение о тотальной диспансеризации детей. «Сейчас родители все чаще предпочитают заниматься самолечением, — говорит она. – Телевизор и интернет расскажут, когда надо принять «карсил», когда «баралгин». А записку о необходимости освободить приболевшего ребенка от физкультуры может написать и сама мать». При этом речь не идет о невнимании родителей к здоровью ребенка, отмечает собеседница «Газеты.Ru».
«Зачем вообще идти к врачу, когда нет возможности получить полноценное лечение: нет ни бесплатных лекарств, ни серьезной реабилитации.
Раньше мы не просто ставили ребенка на диспансерный учет, а направляли его по показаниям в санаторий – бронхо-легочный, офтальмологический, диабетический. Такие учреждения были в каждом городе, а сейчас практически все они закрыты. Развалена система преемственности стационар – поликлиника – санаторий. Осталась одна писанина».
По мнению президента Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, члена Национальной медицинской палаты Алексея Старченко, не стоит сильно пугаться представленных Минздравом данных о выявленных у подростков патологий: «Это не смертельные заболевания, от которых погибнет нация». «Я не стал бы обвинять здесь «недоглядевшую за детьми» педиатрическую службу, скорее образ жизни детей и их родителей, а именно недостаток здорового питания и гиподинамия у детей, отсутствие времени и средств у взрослых на посещение медучреждений для каких-либо дополнительных обследований, если с виду ребенок здоров», — отмечает Старченко.
С тем, что проблема детской и подростковой заболеваемости скорее социальная, чем медицинская, согласен и президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский. «Как бороться с развитием желудочно-кишечных заболеваний у детей – лечить или налаживать питание в школах? И сколиозов у детей станет меньше, если начать создавать условия для занятий спортом. Охраной здоровья детей должны заниматься все ведомства, необходимо создание межведомственной комиссии по этим вопросам при президенте. Но пока предлагается борьба не с причиной, а со следствием, причем исключительно медицинскими средствами», — говорит Саверский.
С другой стороны, по мнению экспертов, не стоит полностью полагаться на представленные в Минздрав цифры.
«Статистика федерального фонда ОМС утверждает, что 30% всех объемов медуслуг в России являются приписками, — рассказал Саверский. – Я не могу это ни подтвердить, ни опровергнуть. Но если мы выбираем систему, при которой идет оплата за процесс лечения, а доход медработников зависит от количества выставленных диагнозов и пролеченных людей, то должны быть готовы получать цифры ни о чем».
«Я сторонник диспансеризации, но она не должна быть приписочной, — соглашается Старченко. – А при нынешней системе в медицине, особенно в отсутствие контроля, происходит очень много приписок: это ведь деньги. Минздраву следовало бы хотя бы выборочно проверять достоверность выставляемых на местах диагнозов. А еще лучше проводить серьезную метаэкспертизу (повторную экспертизу качества медицинской помощи – «Газета.Ru»), направляя в регионы специальные группы специалистов».