В пятницу Невский райсуд Санкт-Петербурга приступил к предварительным слушаниям по делу бывшего замначальника 75-го отдела полиции Олега Прохоренкова, которого обвиняют в причастности к убийству 15-летнего Никиты Леонтьева, до смерти замученного в полицейском отделе в начале прошлого года. Кроме 40-летнего Прохоренкова в убийстве подростка также обвиняют экс-участкового 25-летнего Дениса Иванова. Дела экс-правоохранителей не стали объединять в одно производство, и процесс по каждому из них проходит отдельно: Иванов в отличие от своего старшего коллеги полностью признал вину и заключил досудебное соглашение со следствием. Его дело рассматривается в особом порядке — без судебного следствия и в ускоренном режиме. Обоим экс-правоохранителям вменяют две статьи Уголовного кодекса — «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего» и «Превышение должностных полномочий с применением насилия».
Пятничное заседание закончилось, практически не начавшись. Как и в случае с Ивановым, предварительный процесс по которому начался в минувший понедельник, дело Прохоренкова суд вернул обратно в прокуратуру, удовлетворив тем самым ходатайство потерпевшей — матери погибшего Ольги Леонтьевой. Причина возврата в обоих случаях идентична. Как рассказал «Газете.Ru» представитель Леонтьевой в суде Алексей Добрынин, в деле имеются «юридические неточности и нестыковки», кроме того, потерпевшей стороне не было предоставлено достаточно времени для ознакомления с материалами следствия. Также Ольга Леонтьева считает, что уголовные дела обоих обвиняемых необходимо объединить в одно. Выслушав эти доводы защиты, судья Сергей Горобец признал их обоснованными и отправил материалы в прокуратуру для доработки.
Позиция Прохоренкова пока так и остается неясной. Он воспользовался конституционным правом не давать показания против себя. Известно только, что полностью виновным он себя не признает.
Преступление, в котором обвиняют бывших полицейских, произошло в начале 2012 года и вызвало огромный резонанс: после огласки своего поста лишился глава регионального МВД Михаил Суходольский, а по всей стране прошла волна полицейских разоблачений — как оказалось, похожими на петербургский инцидент способами правоохранители вели допросы в десятках других городах страны. Вечером 21 января сотрудники опорного участкового пункта 75-го отдела полиции задержали подозреваемого в краже 15-летнего школьника Никиту Леонтьева. Его привезли в отдел и увели на допрос. В допросе участвовали трое — участковый оперуполномоченный лейтенант Денис Иванов, замначальника 75-го отдела майор Олег Прохоренков и 31-летний замначальника угрозыска 75-го отдела майор Алексей Малых.
«Находясь в помещении участкового пункта, Прохоренков схватил подростка за одежду и бросил его головой вперед по направлению стола, в результате чего подросток ударился головой о стол и упал на пол, — сообщали в Следственном комитете. — Затем Прохоренков нанес ему множественные удары кулаками по голове и телу. Иванов, действуя совместно с Прохоренковым, также нанес потерпевшему множественные удары черенком от швабры и кулаками по голове и телу».
Первоначально в полиции говорили, что «физическая сила применилась к Леонтьеву» только при задержании. Однако впоследствии следователи установили, что подростка жестоко избивали во время допроса. Судмедэксперты насчитали около 80 ударов, нанесенных подростку по голове и туловищу.
В итоге школьник получил закрытую черепно-мозговую травму и ушиб головного мозга. Он скончался в машине «скорой помощи» по дороге в больницу.
Иванова задержали через неделю после происшествия, еще через месяц в СИЗО оказался Прохоренков. Третий фигурант дела — майор Алексей Малых — 5 февраля скончался в одной из клиник Санкт-Петербурга. По одной из версий, от инфаркта, по другой — от панкреатита.
Никита учился в 8-м классе 132-й коррекционной школы при Центре восстановительного лечения (ЦВЛ). Агрессивным поведением мальчик не отличался. Главный врач ЦВЛ сообщил, что у Никиты наблюдались проблемы с общением. В эту школу он был направлен по заявлению родителей. Специалисты аппарата детского омбудсмена Петербурга выяснили, что ранее Леонтьев ни в каких противоправных деяниях замечен не был. На учете в отделе по делам несовершеннолетних подросток не состоял, на районную комиссию никогда не вызывался.
Гибель Леонтьева вызвала глобальные потрясения в правоохранительной системе города и области. Из Москвы в Петербург приехали несколько десятков инспекторов МВД для проверки работы полиции с несовершеннолетними. ГУ МВД Санкт-Петербурга, возглавляемое тогда Михаилом Суходольским, пошло на открытое противостояние с московским начальством, официально назвав предстоящую масштабную инспекцию управления «дестабилизирующим фактором» в работе полиции накануне выборов президента и выразив озабоченность «качеством проверочных мероприятий». В итоге Суходольский лишился своего поста. Как тогда сообщали высокопоставленные источники в полиции, после целого ряда резких высказываний в адрес руководства МВД на фоне вопиющего случая со смертью подростка у него не было не единого шанса остаться на своем посту. Более того, ЧП в 75-м отделе положило начало целому ряду громких разоблачений полицейских-садистов в разных городах страны — в Казани, Кемерово, Нижнем Новгороде, Калининграде и других.