В понедельник на заседании в Тверском райсуде Москвы прокурор потребовал оправдать бывшего замначальника «Бутырки» Дмитрия Кратова, единственного фигуранта уголовного дела о гибели в СИЗО «Матросская Тишина» юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. По словам представителя гособвинения, между смертью Магнитского и действиями Кратова отсутствует причинно-следственная связь, а врач «действовал в соответствии с должностной инструкцией».
«Между действиями Кратова и смертью Магнитского отсутствует причинно-следственная связь. Я прошу вынести оправдательный приговор», — сказал гособвинитель Константин Боков в ходе прений сторон в Тверском суде.
По словам прокурора, проведенная экспертиза установила, что причиной смерти юриста стали тяжелые конкурирующие заболевания. «Исследование проведено высококвалифицированными специалистами и не вызывает сомнений», — сказал Боков. Причиной смерти юриста прокурор назвал истощение энергетического ресурса. «Недостатки медпомощи не явились первопричиной смерти», — заявил Боков, добавив, что имеющееся у Магнитского заболевание нельзя было диагностировать с достаточной точностью
Обвинитель подчеркнул, что Кратов не получал письменных жалоб Магнитского и не был извещен о необходимости осмотра заключенного хирургом. Как сообщает РИА «Новости», по мнению прокурора, виновницей смерти Магнитского можно считать врача «Бутырки» Ларису Литвинову, дело которой закрыли из-за истечения срока давности.
«Дело в отношении нее закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам, что фактически свидетельствует о наличии признаков преступления в ее действиях», — пояснил Боков.
Напомним, юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский был арестован осенью 2008 года по обвинению в неуплате налогов. Кроме Магнитского, по этому делу проходили также глава фонда Уильям Браудер и управляющий российским отделением фонда Иван Черкасов (оба находятся в Великобритании), но именно юриста российские следователи считали автором преступной схемы, в результате которой фонд якобы не доплатил в бюджет более $1 млрд.
В самом фонде утверждали, что выдвинутые против них обвинения – это ответ на их многочисленные жалобы по поводу хищения трех подконтрольных Hermitage Capital компаний. По словам Браудера, компании были украдены «преступной группой, состоящей из ряда чиновников, представителей правоохранительных органов и уголовных элементов», а затем использованы для хищения 5,4 млрд руб. под предлогом возврата ранее уплаченных налогов. Магнитский вел собственное расследование многомиллиардного хищения, и это, как утверждают в фонде, и стало причиной его ареста. Через год после задержания, в ноябре 2009-го, Магнитский скончался в «Матросской Тишине». По официальным данным, от сердечно-сосудистой недостаточности. Однако в Hermitage Capital утверждали, что это не так. В ноябре 2011 года фонд подготовил 100-страничный доклад под названием «Пытки и убийство Магнитского. Сокрытие правды государственными органами». В нем авторы документа утверждали, что заключенного избивали и не обращали внимания на его заявления об ухудшении здоровья.
В гибели юриста фонд обвинили сразу целый ряд людей – медиков следственных изоляторов «Бутырка» и «Матросская Тишина», где содержался обвиняемый, руководство ФСИН, следователей, которые вели его дело, и судей, раз за разом продлевавших арест Магнитскому. Однако у следователей нашлись претензии лишь к двум сотрудникам ФСИН – Дмитрию Кратову и врачу «Бутырки» Ларисе Литвиновой. 9 апреля Следственный комитет сообщил о прекращении уголовного дела в отношении Литвиновой в связи с изменениями законодательства, согласно которым срок давности по инкриминируемой врачу статье был сокращен.