Этот документ стал один из самых скандальных и обсуждаемых в российской законотворческой практике. Резкие и критические замечания от общественности и ректорского сообщества получила еще самая первая версия проект закона «Об образовании», а впоследствии он редактировался несколько раз. В итоге к рассмотрению в нижней палате парламента была представлена седьмая по счету редакция. Общественное обсуждение документа тоже побило все рекорды — два с половиной года и свыше 20 тысяч предложений. Однако после того, как законопроект, наконец, был внесен правительством на рассмотрение в Госдуму и прошел первое чтение, ко второму чтению набралось еще 1700 поправок. Фракции Госдумы поделились на два фронта: изначально сторонниками закона были ЛДПР и «Единая Россия», а представители «Справедливой России» и КПРФ выражали несогласие. Коммунисты даже вносили свой альтернативный закон «О народном образовании», но он не был пропущен.
Перед голосованием в окончательном, третьем чтении представители несогласных фракций выступили с резкой критикой документа.
Заместитель думского комитета по образованию, депутат от «Справедливой России» Виктор Шудегов попросил вернуть документ к первому чтению. «Этот закон не решает проблемы повышения качества образования и перевода страны на инновационный путь развития. Он продолжает ту политику, которая привела к кризису образования в нашей стране. Мы могли существенно исправить законопроект, нужно его вернуть к первому чтению», — призвал Шудегов коллег-парламентариев.
Представитель КПРФ Марина Плетнева выразила озабоченность, что в документе не прописаны четкие условия обучения.
«Сколько в классе детей, какие стандарты, чему буду учить — ничего этого не прописано. Это же просто декларация, а не закон, мы все отдаем на откуп правительству. Мы сами уничтожаем своих детей, всех, в своей стране. Это не образование — зачем мы с вами тут сидим и тратим народные деньги?» — вопрошала депутат.
Бывший глава думского комитета по образованию, а ныне заместитель председателя комитета, член «Единой России» Николай Булаев высказался в защиту законопроекта и обвинил своих коллег в том, что они просто не читали документ.
«Есть уникальная возможность, наконец, почитать законопроект в том виде, в котором Дума его принимает. Я убеждаюсь, что многие его не читали и не понимают смысла. Школьное образование остается бесплатным, бюджетные места в вузах остаются. Этот законопроект сохраняет важнейшие позиции для школы: льготы для сельских учителей и среднюю зарплату. Законопроект сохраняет то хорошее, что есть сейчас, и в то же время работает на развитие», — заверил присутствующих Булаев.
В итоге за принятие законопроекта проголосовало чуть больше 60%, и он был принят в окончательном третьем чтении.
Новаций в системе образования будет много.
В частности, для дошкольников вводятся обязательные стандарты, хотя многие эксперты предостерегали от этой нормы, мотивируя свои опасения тем, что каждый стандарт предполагает результат и введение такой нормы «приведет к ЕГЭ для выпускников детского сада». Система оплаты за детский сад также претерпит серьезные изменения. Услуги по дошкольному образованию разделены на две составляющие: реализацию основных образовательных программ и реализацию услуг по присмотру и уходу. При этом услуги по присмотру и уходу софинансируются за счет бюджета и родительской платы, а образовательные программы полностью финансируются за счет государства. Пока что непонятно, каким образом это отразится на окончательной плате за детский сад.
Ученикам школ закон гарантирует бесплатность образования в рамках новых стандартов (объем учебных часов будет даже больше, чем сейчас).
Но за занятия сверх прописанного в стандартах школа имеет право брать плату.
Учителя также получили право официально заниматься репетиторством. Правда, согласно документу, они не могут заниматься за деньги с собственными учениками. А действие сертификата ЕГЭ для поступления в вузы продлено на год: теперь этот документ будет действителен три года.
В системе профессионального образования законопроектом вводится ряд не менее существенных изменений. Прежде всего, исчезает уровень начального образования, но сами программы сохраняются — их могут предоставлять и общеобразовательные школы, и центры присвоения квалификации, и учреждения среднего профессионального образования, и даже вузы. Средний уровень образования станет общедоступным и бесплатным: поступить в колледж сможет любой желающий и без экзаменов.
Высшее образование будет разделено на три ступени – бакалавриат, специалитет и магистратура.
Появится отдельный уровень «Подготовка кадров высшей квалификации», к нему отнесут программы ассистентуры-стажировки, ординатуры, а также подготовки научно-педагогических кадров. А вот докторантура исключается из числа образовательных программ, она будет регулироваться не законом «Об образовании», а федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
Законный статус получили модульные и дистанционные технологии образования, а также сетевое взаимодействие образовательных учреждений, однако в документе не прописано, каким образом и по каким схемам будут внедряться эти новации — и это может создать серьезные проблемы.
Критики принятого в третьем чтении законопроекта обвиняют его в рамочности и декларативности.
«В законопроекте около 150 отсылочных норм, это закон о распределении полномочий между чиновниками. Ни родители, ни учителя, ни профессора, ни студенты не получат ничего особенно важного для себя, за редким исключением», — считает зампред думского комитета по образованию Олег Смолин.
Главный козырь сторонников законопроекта – это нормы, которые удалось отстоять в непростом диалоге с Минфином о фиксированной зарплате учителей на уровне средней зарплаты по экономике региона, а также набор льгот для сельских учителей по оплате ЖКХ.
Правда, некоторые депутаты опасаются, что норма о фиксированной зарплате впоследствии может быть отредактирована. «Ранее в нынешнем законе была статья, которая гарантировала зарплату преподавателям вуза на уровне двух средних зарплат по промышленности и учителям школ – на уровне одной зарплаты по промышленности, но 22 августа 2004 года эти статьи были исключены», — напомнил депутат Шудегов.
Теперь очень многие процессы в системе образования будут зависеть от позиции руководителей государства, нормативных актов правительства и Минобрнауки и возможностей представителей региональных властей и муниципалитетов. Сам законопроект ждет стандартная процедура: теперь его должен одобрить Совет федерации и подписать президент. Как ожидается, в силу закон вступит с сентября 2013 года.