В первой половине дня в горсуде казахстанского города Талдыкоргана состоялись завершающие выступления сторон по делу о массовом убийстве на посту «Арканкерген» на границе с Китаем, сообщает казахстанский портал Tengrinews. На скамье подсудимых — казахстанский пограничник Владислав Челах, которого обвиняют в убийстве 15 человек. После заключительных выступлений сторон судья Ербол Ахметжанов удалился для написания приговора. Собравшиеся не верили, что судья успеет написать его всего за пару часов, однако тот справился с задачей.
Судья признал Челаха виновным по девяти статьям УК Казахстана, в том числе в убийстве 14 сослуживцев и егеря, поджоге поста, краже оружия, и приговорил его к пожизненному заключению.
«Признать виновным, ввиду отсутствия смягчающих обстоятельств назначить наказание в виде пожизненного лишения свободы в колонии особого режима», — заявил судья Ахметжанов, зачитывая приговор. Его цитирует казахстанское агентство Newskaz. О «самом суровом» наказании просили представители обвинения, адвокаты Челаха обратились к суду с просьбой назначить наказание, не связанное с лишением свободы.
Суд также удовлетворил гражданские иски к Челаху о возмещении ущерба на общую сумму свыше 32,8 млн тенге (около 7 млн руб.). В частности, суд удовлетворил иск войсковой части № 2484, где проходил службу Челах, о возмещении материального ущерба в размере свыше 7,8 млн тенге, нанесенного в ходе пожара на заставе «Арканкерген». Кроме того, суд частично удовлетворил иски пяти потерпевших, предъявивших Челаху требования о возмещении морального вреда. Согласно решению судьи, Челах должен выплатить каждому из заявителей по 5 млн тенге.
Сам Челах признавал себя виновным только в поджоге погранзаставы и незаконном владении оружием и отрицал убийство сослуживцев. В конце процесса «мама Челаха крикнула Владу напоследок: «Влад, все будет хорошо!», сообщила в Twitter журналист Анара Базмухаметова. Позже мать обвиняемого заявила о желании обжаловать приговор.
Процесс по делу Челаха длился чуть больше трех недель. Наблюдатели отмечали странную позицию представителей защиты. Перед началом процесса выяснилось, что подсудимый отказался от суда присяжных. Одновременно с этим из дела вышел адвокат Толеген Берликожанов, заявивший, что они разошлись в позиции с подзащитным и другим адвокатом — Сериком Сарсеновым. Последний, в свою очередь, отметил, что сомневается в непредвзятости суда присяжных, поэтому было принято решение в пользу профессионального суда. На суде Сарсенов не проявил красноречия. Он спал на процессе, когда зачитывали материалы дела, потом внезапно вскакивал и заявлял ходатайства об оглашении только что зачитанных материалов. «Сарсенов систематически откровенно старался затеять непроцессуальное выяснение отношений, постоянно переходил на личности с упоминанием членов семей участников процесса, самовольно покидал зал», — цитирует казахстанский портал Zakon военного прокурора Кемаля Шаяхмета.
На заседании 29 ноября Сарсенов пожаловался на сильную головную боль и ухудшение здоровья и покинул процесс. На следующие заседания он также не явился, отказываясь предоставлять больничный лист, в итоге суд заменил его на нового защитника. Еще один адвокат — Серик Эстияров к тому времени не выздоровел, в связи с этим он был заменен на нового адвоката, Жумагайшу Саржанову. Сарсенов заявил, что новые адвокаты не успели ознакомиться со всеми томами уголовного дела, однако сам, появившись на заседании 5 декабря, когда Челах выступал с показаниями, затем снова пропал. Сарсенов также не явился на последние заседания 10 и 11 декабря, судья решил огласить приговор без мятежного адвоката. Подсудимый Челах также оказывался от участия в процессе без своего адвоката — тогда судья удовлетворил его просьбу, обвиняемого вывели, а процесс продолжился без защиты и подсудимого. Кроме того, Челах запретил адвокатам Саржановой и выздоровевшему Эстиярову участвовать в прениях, так как они плохо знакомы с делом и могут нанести вред, а также сам отказался от последнего слова.
После оглашения приговора гособвинитель Шаяхмет объявил о необходимости лишения Сарсенова адвокатской лицензии.
Массовое убийство на погранзаставе «Арканкерген» в Алма-Атинской области Казахстана произошло 28 мая 2012 года. По данным следствия, в эту ночь Челах дежурил по казарме и имел доступ к оружию сослуживцев. В пять часов утра, когда все пограничники, кроме него и часового, спали, он покинул казарму, обманом выманил часового за территорию поста и убил, утверждают следователи. Затем, по их данным, Челах вернулся в казарму и расстрелял девятерых спящих сослуживцев и тех, кто проснулся. После этого он якобы начал стрелять с разных сторон и разбросал по казарме патроны, чтобы замести следы. Далее преступник облил постройки бензином и поджег их, а затем сжег и тело часового, которое лежало за территорией поста. Последним был убит егерь Руслан Ким, спавший в охотничьем домике в 150 метрах от поста. После этого Челах якобы переоделся в гражданскую одежду, взял пистолет Макарова, ноутбук, принадлежавший командиру поста капитану Алтынбеку Керееву, еду, мобильные телефоны и деньги сослуживцев, после чего ушел в горы.
Сам Челах на заседании 5 декабря огласил свои показания. По его словам, на погранзаставу напали люди азиатской внешности, передавало агентство Tengrinews. О нападении на пост Челах якобы узнал от рядового Аганаса, который подбежал к нему с криками: «Бежим! На нас напали!». Челах увидел несколько людей, одетых в гражданскую одежду, и побежал к домику егеря Руслана Кима. Егерь вышел в майке и трико и только растерянно смотрел на перепуганного солдата. Тогда Челах, по его словам, побежал к водопаду, который находился в полутора километрах от поста. За спиной он слышал «частые выстрелы, можно сказать, автоматные». У водопада Челах спрятался в кустах и просидел там до позднего вечера. Когда он вернулся к погранзаставе, там были одни трупы. «Я пришел к выводу, что никто не поверит мне. Я остался один в живых, и мне пришла мысль поджечь заставу, чтобы все подумали, что я тоже сгорел», — заявил на суде Челах. Он собрал вещи убитых, чтобы потом их продать. Переоделся, оставив казенную одежду на посту. Забрал свой военный билет и карту местности (военные заявили, что это была секретная карта, поэтому в числе обвинения есть незаконное получение госсекретов). Также он зашел в столовую, но аппетита не было, и он только выпил сок. Затем Челах принес из дизельной канистры с бензином, облил им пост и поджег. «Когда я обливал пол в столовой, то около стены увидел труп неизвестного мне мужчины азиатской национальности в гражданской одежде. Этот труп я также облил бензином», — рассказал Челах. Он хотел найти лошадей, но те убежали. Поэтому он скрылся пешком.
Что касается признательных показаний, пограничник заявил, что давал их под действием пыток и обмана: «Все детали мне диктовали». Также Челах рассказал, что с ним беседовал некий подполковник Комитета национальной безопасности (КНБ), имени которого он не знает. Сотрудник комитета якобы сказал пограничнику, что знает о его невиновности. «Но, чтобы не спугнуть виновных, я должен пока взять вину на себя, отсидеться, так как на свободе меня могут убить», — привел отрывок разговора с подполковником Челах. Также он рассказал, как его заставили рассказывать сокамернику об убийствах, и что он заранее был предупрежден, что в камере ведется видеонаблюдение. «Подполковник говорил мне, что виновных вот-вот задержат. Он говорил, что меня даже могут наградить за помощь. Меня развели, как лоха», — заключил Челах. Родственники погибших солдат ему не поверили.