В пятницу Невский райсуд Санкт-Петербурга вынес приговор националисту Вячеславу Дацику, в прошлом победителю турниров по смешанным единоборствам, выступавшему под псевдонимом Рыжий Тарзан. Экс-спортсмена обвиняли в разбойном нападении на салон сотовой связи и поджоге православного храма в Петербурге. По решению суда, Дацик проведет за решеткой ближайшие пять лет.
Судья Игорь Соханенко читал приговор в течение часа. Дацика обвиняли в том, что, покинув психиатрическую лечебницу под Петербургом, где отбывал принудительное лечение, он сбежал в Норвегию, а вернувшись в Россию, ограбил салон сотовой связи и поджег храм. Обвиняемого признали виновным, несмотря на смягчающие обстоятельства — наличие двух детей и хроническое заболевание после травмы головы.
«Признать Дацика Вячеслава виновным и назначить ему наказание в виде пяти лет колонии общего режима», — сказал приговор судья.
При этом Соханенко уточнил, что в ходе процесса обвинение Дацику было переквалифицировано с ч. 2 ст. 162 УК (разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору с применением оружия) на ч. 1 той же статьи (разбой, совершенный с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия). Обвинение по другому эпизоду — по факту поджога церкви — с Дацика сняли ранее.
«Установлен факт демонстрации оружия в адрес продавцов. Считать доказанным факт хищения двух мобильных телефонов, а также шести тысяч рублей из кассы магазина», — заявил Соханенко. Он также отметил, что подсудимый не нуждается в психиатрическом лечении.
Дацик выслушал решение спокойно и не стал спорить с судьей. После оглашения приговора защита спортсмена была настроена решительно. «Мы удовлетворены тем, что суд признал факт экстрадиции Вячеслава из Норвегии, именно поэтому мы согласны с тем, что прекращено уголовное дело по ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества), — сказал «Газете.Ru» адвокат Андрей Федорков. — Но мы не согласны с тем, что приговор суда основывался на статье 162. Имело место менее тяжкое преступление. Это решение мы будем обжаловать. Вдобавок, признав факт экстрадиции в Россию, суд не зачел время пребывания Вячеслава в норвежской тюрьме».
«Пять лет за два мобильных телефона не соответствует сложившейся правоприменительной практике, — продолжил Федорков, — Аналогичное дело закончилось недавно по Мирзаеву — и там и там известный боец. Но почему за два мобильных телефона Вячеслав Дацик должен пять лет отсидеть, а Мирзаев при более серьезном преступлении — гулять на свободе?».
Во время прений сторон прокурор попросила назначить Дацику девять лет колонии общего режима и штраф в 200 тыс. рублей. Материальные претензии к подсудимому суд удовлетворять не стал.
Вячеслава Дацика изначально обвиняли по ч. 2 ст. 162 (разбой) и ч. 2 ст. 167 (умышленное уничтожение чужого имущества — поджог церкви Святого Серафима Саровского в Купчино). По двум статьям ему грозило до 10 лет колонии. Вину он так и не признал. По второму эпизоду Дацика судили вместе с подельником — Павлом Степановым, который находился под подпиской о невыезде. Он также считал себя невиновным. Суд счел необходимым прекратить уголовное преследование Степанова.
Участник чемпионатов по боям без правил в супертяжелом весе, член националистической организации «Славянский союз» (организация запрещена в России) Вячеслав Дацик впервые был арестован в Петербурге за серийные грабежи салонов сотовой связи в 2007 году. Эксперты признали его невменяемым, и суд отправил Тарзана в психиатрическую спецклинику с интенсивным наблюдением при «Крестах». Затем по ходатайству врачей он был переведен в обычную больницу в поселке Дружноселье Гатчинского района Ленинградской области. В августе 2010 года Дацик бежал из этой клиники.
По версии следствия, сразу после побега Тарзан ограбил салон сотовой связи, забрав несколько телефонов, и совместно с Павлом Степановым поджег храм Серафима Саровского в Купчино (Дацик — неоязычник, выступает против РПЦ, себя он называет «сыном Сварога из рода Серых Псов»).
Алтарник храма Александр Козубов в суде опознал Дацика. По показаниям Козубова, 22 августа 2010 года он вместе со сторожем находился при храме. Услышав треск, служители выбежали на улицу. Дацик поливал стену здания какой-то жидкостью. Козубов подбежал к Дацику, и тот бросил спичку, а затем ударил его в лицо, от чего алтарник потерял сознание. Однако Дацик заявил, что он не поджигал церковь. Поджег ее кто-то другой, а он лишь снимал видеоролик на фоне горящей церкви и к тому же был в маске, поэтому узнать его никто не мог.
В 2010 году Дацика объявили в федеральный розыск, однако поймать беглеца не удалось. Через несколько месяцев Рыжий Тарзан объявился в Норвегии, где сдался властям и попросил политического убежища. Норвежцы отказали Дацику и выдали его России, но лишь по обвинению разбое. О поджоге тогда речи не шло. Для предъявления любых дополнительных обвинений было необходимо согласие Норвегии, которое не было запрошено. Поэтому сторонники Дацика были возмущены включением в дело эпизода с поджогом, который потом был исключен.