В проект закона «Об образовании», который Госдума должна в ближайшее время рассмотреть во втором чтении, внесена поправка, дающая государству право запрашивать любую информацию об учебной, хозяйственной и прочей деятельности частных вузов и обязывающая негосударственные учебные заведения предоставлять чиновникам эти данные. Таким образом, теперь Минобрнауки сможет проводить мониторинг работы не только государственных, но и частных вузов. Об этом в среду сообщил глава думского комитета по образованию Александр Дегтярев. «Да, такая поправка внесена ко второму чтению, и это вполне оправданно. Надеюсь, что в следующий мониторинг, который Минобрнауки запланировало на март 2013 года, войдут и все негосударственные учреждения, — сообщил Дегтярев корреспонденту «Газеты.Ru». — Единственное, нужно будет пересмотреть критерии, потому что сегодняшние никуда не годятся».
Обязать частные вузы предоставлять сведения для общего мониторинга предложили на последнем заседании межведомственной комиссии в конце ноября 2012 года.
Тогда представители государственных вузов начали возмущаться, что их учебные заведения проверяют и готовят к сокращению, притом что некоторые частные вузы, как выразились участники заседания, «спокойно торгуют дипломами». «Простой пример: мы в каком-то регионе закрываем государственный филиал или вуз, но там остается частный, в котором качество образования еще хуже, — предостерег тогда собравшихся депутат Николай Булаев. — Таким образом, мы еще больше накачиваем некачественное образование. И если провести реформу без учета информации о частных вузах, последствия для системы образования могут быть очень негативными».
Как пояснила экс-глава Рособрнадзора Любовь Глебова, сейчас законодательство не позволяет провести мониторинг частных учебных заведений: «Мы не сможем на законно-правовой основе запросить сведения у частных вузов. Ответов на вопросы, которые содержатся в критериях Минобрнауки, в Рособрнадзоре нет», — сказала она.
Всего, по официальным данным на 1 сентября 2012 года, в России было 1165 частных вузов — 482 головных и еще 683 филиала. Какой процент из этих учебных заведений занимается профанацией учебного процесса, не могут сказать даже представители самого сообщества.
«Мы, наконец, поймем, что же происходит в частных вузах, и разберемся в этом закрытом сообществе. Абсолютное большинство частных вузов готовят юристов, менеджеров, экономистов — и именно они создают имидж этого образования. На рынок выходит огромное количество выпускников, которые в большинстве случаев не соответствуют потребностям рынка. Есть учебные заведения, дающие качественное образование, но абсолютное большинство частных вузов занимаются халтурой. И то, что государство наконец решило взять на себя функции контроля за частным сектором образования, – это важный шаг», — прокомментировал «Газете.Ru» новую законодательную инициативу ректор Финансового университета при правительстве Михаил Эскиндаров.
Представители частного сектора высшего образования, в отличие от своих коллег из государственных вузов, отреагировали на новость без энтузиазма.
«Я вообще к этому мониторингу министерства отношусь скептически. Мы уже видели печальный результат в отношении государственных вузов: критерии, которые применяются, не соответствуют реальному положению вещей и не оценивают объективно качество вузов. Это делается только для того, чтобы избавиться от конкретных вузов, чтобы изъять их материально-техническую базу. В отношении частных вузов тоже можно придраться и к отсутствию иностранных студентов — откуда они у нас? — и к отсутствию научной деятельности, которая тоже слабо развита в гуманитарных учебных заведениях. Нужно понимать, что частным вузам всего по 15 лет, в то время как некоторым государственным вузам 150–200 лет, у них огромная материальная база, и ставить в равные условия частные и государственные учебные заведения было бы некорректно», — считает первый проректор Международной академии бизнеса и управления (МАБИУ) Екатерина Добренькова.
Она уверена, что частное образование и так на грани самораспада, а новые законодательные инициативы могут его окончательно подкосить.
«Идет мощное сокращение абитуриентов: негосударственные вузы недобирают по 30–50 студентов в год. Через два-три года они будут сами собой закрываться, потому что не смогут выдержать конкуренции. Устраивать мониторинг – это глупость полная. А кто открывал их, кто лицензии выдавал, кто их наплодил? В итоге останутся как раз те вузы, которые имеют филиалы, потому что у них огромные деньги и они все дырки закрывают этими деньгами», — добавила Добренькова.
Пока остается непонятным, какие конкретные меры будут применяться к неэффективным частным вузам.
«Предположим, предоставят вузы всю информацию. И что дальше? У государства нет никаких рычагов по закрытию частных вузов, кроме отзыва лицензии, но отозвать лицензию можно и сейчас. Это бюджетному вузу можно не дать финансирование, а вот как быть с частными, неясно», — говорит проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович.
Получить комментарии в Минобрнауки на этот счет пока не удалось. Скорее всего, дополнительные директивы относительно дальнейшей судьбы частных учебных заведений появятся в самое ближайшее время: законопроект «Об образовании» планируют принять в последнем — третьем — чтении до конца года.