В понедельник в Московской городском суде была рассмотрена кассационная жалоба на решение Хамовнического суда об аресте генерального директора ОАО «Славянка» Александра Елькина. Он был задержан 15 ноября по подозрению в причастности к хищению 52,6 млн рублей, которые были выделены Минобороны на содержание и ремонт военных городков. Два госконтракта были заключены в 2011 году между Минобороны и «Славянкой», а затем «Славянка» передала свои обязанности по контрактам ЗАО «Безопасность и связь». Однако учредителем и акционером этой компании является Елькин. А на момент подписания контрактов он занимал должность гендиректора «Безопасности и связи».
Адвокат Елькина Юрий Ширянин утверждал на суде, что Елькин не мог отвечать за исполнение или неисполнение работ, так как, подписав контракты, он руководил «Безопасностью и связью» еще три месяца — до марта 2011 года. «Таким образом, он не мог совершить инкриминируемое преступление и вообще не причастен к хищению», — заявил адвокат. Ширянин обратил внимание суда, что Елькин не пытался скрыться, добровольно явился 15 ноября на допрос в Главное военно-следственное управление, ответил на вопросы и там же был задержан. «Даже не было причины для задержания, — утверждает адвокат. — Елькина не искали, его не брали на месте преступления, он сам явился на допрос».
В качестве залога арестованный предлагал назначить 20 миллионов рублей.
На заседании Хамовнического суда по аресту Елькина следователь заявил, что у задержанного были обнаружены весьма значительные средства. В результате обыска по месту жительства Елькина было изъято более 2 млн рублей, а в банковских ячейках — $4,5 млн. Также следователь сообщил, что, по его данным, у Елькина в ячейках находится более 85 миллионов рублей, а на банковских картах — еще 200 миллионов рублей. Следователь тогда заявил, что, обладая такими материальными возможностями, Елькин может скрыться от следствия.
Взяв слово после адвокатов, прокурор — высокая худенькая блондинка в военной форме и на каблуках — сообщила суду, что «при обыске у Елькина были обнаружены документы и электронные носители информации, которые говорили о совершении преступления».
В частности, были найдены два фальсифицированных документа от имени военных прокуроров. «Это говорит о подготовке Елькина: еще до официального возбуждения дела он предпринимал действия по сокрытию преступления», — сообщила прокурор.
Ранее о том, что Елькин принимает меры по противодействию расследованию, говорится в рапорте оперуполномоченного ФСБ, который есть в деле.
В итоге суд не согласился с доводами стороны защиты и оставил без изменений решение Хамовнического суда, который отправил задержанного под арест до 14 января.
Следующим суд рассмотрел кассацию на аналогичный арест Юлии Ротановой. Однако выяснилось, что Ротанова хотела присутствовать на суде и направила соответствующее заявление, но в суде его не обнаружили. «Мы вместе составляли документ», — подтвердил ее адвокат. Судья постановил перенести заседание на 5 декабря.
Согласно материалам дела, 14 ноября 2012 года в отношении должностных лиц Минобороны, управляющих лиц ЗАО «Безопасность и связь» и ОАО «Славянка», было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере).
По версии следствия, с 2011 года по июль 2012 года в рамках госконтракта, заключенного между министерством и ЗАО в декабре 2010 года, были похищены 52,6 млн рублей.
В ходе расследования удалось установить причастность Елькина, который является учредителем ЗАО и до апреля 2011 года был гендиректором этой компании. С апреля на должность гендиректора ЗАО «Безопасность и связь» был назначен Андрей Луганский. Согласно госконтракту, фирма должна была проводить комплексное обслуживание инженерных систем, уборку внутренних помещений, а также прилегающей территории. В частности, среди объектов обслуживания был дом 12 в Колымажном переулке, в центре столицы, в котором располагается Центральная телерадиостудия Минобороны. По версии следствия, никакие работы выполнены не были, зато чиновники и руководители «Безопасности и связи» и «Славянки» подписывали фиктивные акты о выполнении работ и счета на их оплату.
Деньги Минобороны перечислили на счет в банке «Интеркоммерц», а затем они были переведены на счета фирм-однодневок, обналичены и присвоены. «На допросе Елькин заявил, что хищения не совершал, но факт причинения ущерба признал, — отметил следователь. — Он говорил, что фиктивные данные предоставлялись по ошибке». Однако, по его словам, причастность Елькина подтвердили свидетели, среди которых бывший начальник хозяйственного управления Минобороны Николай Буторов. Он заявил следователям, что Елькин вводил его в заблуждение при подписании актов выполненных работ.
Якобы подозреваемый угрожал свидетелю, что или оказание услуг будет приостановлено, или тому будет плохо. Буторов верил угрозам, так как знал, что Елькин состоит в доверительных отношениях с экс-министром обороны Анатолием Сердюковым.
Юлия Ротанова была помощником Елькина и Луганского и фактически вела «черную бухгалтерию», считают следователи. «Ротанова заявила, что в ближайшее время собирается уехать в Таиланд, что свидетельствует о ее желании покинуть пределы России», — отметил следователь. По его словам, при обысках по месту жительства была обнаружена доверенность на управление банковскими ячейками, в которых лежали более $4,5 млн и 84,4 млн рублей наличными. Распоряжаться ячейками могли как Елькин, так и Ротанова. Кроме того, в доме Елькина нашли более 2 млн рублей, а также банковские карты с 200 млн рублей на счету.