С вертолета МЧС России, на котором глава министерства Владимир Пучков облетал Крымский район в субботу, были хорошо видны последствия наводнения разрушительной силы, которое произошло в ночь на 7 июля 2012 года. Практически в каждом дворе вдоль реки лежали груды досок и кирпичей. Только сверху было не понятно — то ли это стройматериалы, то ли не расчищенные до сих пор завалы.
Министр прилетел на юг России, чтобы проинспектировать ход работ по расчистке русла рек Крымского района. Однако в селении Нижнебаканское ему опять пришлось возвращаться к теме оценки причиненного домам ущерба.
Когда замедлились лопасти приземлившегося посередине деревни вертолета, местные жители тут же высыпали навстречу гостю. Подождав, когда глава МЧС поговорит с двумя мужчинами, стоявшими около стареньких «Жигулей», несколько женщин взяли министра в плотное кольцо. «Хотелось, чтобы власти обратили на нас внимание. Я с улицы Чкалова, 88, есть наши из домов 90,100а, 108, — перечисляла Любовь Османова. — У меня двух метров от участка нет после наводнения, дом на обрыве висит. Мы в аварийном положении, и я даже боюсь тут зимовать». Ее соседка-однофамилица из дома 100а рассказала, что у нее вода вырвала пять дверей, люди успели забежать на второй этаж, так и спаслись. «Мы деньги получили, но на капитальный ремонт не хватает. Сначала одни суммы назывались, а дали другие», — говорит она. Женщины, выскочившие из домов в одних кофтах, горячились. Министр согласился, что раз вопросы до сих пор появляются, то надо еще раз осмотреть дома и оценить ущерб. «В понедельник будет создана специальная комиссия, которая к вам приедет, главное, чтобы вы были дома и смогли их встретить», — добавил он. Представители местных властей, услышав слова Пучкова, отпираться не стали, переписали сотовые телефоны выступавших, но отметили вполголоса, что люди склонны преувеличивать ущерб и порой требуют не только сделать ремонт действительно пострадавшего первого этажа, но и переложить заново крышу.
«А крыши-то с чего должны мы ремонтировать?» — недоумевали чиновники.
Во время онлайн-интервью в «Газете.Ru» на прошлой неделе, говоря о трагедии в Крымске, министр отметил, что проблемой оказалась «готовность местного самоуправления правильно организовать все необходимые мероприятия по защите», в том числе по расчистке русел рек. «В основном-то все, что происходит на местах, это ответственность руководителей», — отметил он.
Во время его поездки по Крымскому району местные власти отчитались, как прошедшие пять месяцев закрывали брешь в системе безопасности.
Объект инспекции — река Баканка, проходящая посередине селения Нижнебаканского, сейчас представляла собой спокойный поток шириной в два-три метра на дне глубокого оврага. Трудно представить, что летом тут пронеслась волна высотой около пяти метров. Для столичного гостя был приготовлен «натюрморт» с экскаватором, углубляющим дно реки, и грузовиком для сбора веток и прочего засоряющего русло мусора. После наводнения власти Краснодарского края приняли программу по очистке русел 25 рек, в том числе у 20 рек углубляется дно, а из 18 рек вывозится корча — упавшие деревья и другой мусор. «На сегодня выполнено 85% работ», — пояснил «Газете.Ru» министр ГО ЧС и региональной безопасности Краснодарского края Борис Глебов. Именно его ведомство отвечает за состояние рек. «Мы заказываем работы, а выполняют их подрядные организации», — добавил Глебов.
По его словам, особое внимание было уделено рекам Крымского района. «В настоящее время пропускная способность реки Адагум увеличилась более чем в два раза — с 250 до 600 кубических метров в секунду, — сообщил Глебов. — В некоторых местах ее ширина увеличена до 40 метров. Вывезено 2,7 млн кубометров грунта. Река Неберджай расширена и очищена — пропускная способность выросла до 300 кубометров в секунду. Примерно такие же цифры по реке Баканке — 329 кубометров в секунду».
Параллельно краснодарские власти занимаются системой оповещения в регионе. «Краевая администрация приняла программу по обновлению системы оповещения с 2013 по 2020 год, выделены средства из федерального и краевого бюджетов. Только губернатор выделил почти 700 миллионов рублей. Сейчас в 29 районах, где есть риск подтопления, проводится монтаж оборудования», — сообщил Глебов.
В Крымске наводнение заставило власти полностью пересмотреть подход к оповещению. Там создается единый диспетчерский центр, куда будут приходить звонки на номер 112 и данные об уровне воды в реках.
Ранее в Крымске было всего три сирены. В ночь наводнения «из трех громкоговорителей сработал только один, но после пяти минут «захлебнулся», — заявил на совещании в конце июля глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Скоро количество сирен будет увеличено в несколько десятков раз.
«В настоящий момент по краевой программе оповещения населения устанавливаются громкоговорители. В два этапа до конца года будет установлено 139 штук — в поселениях Нижнебаканское, Пригородное и в Крымске. Первый этап заканчивается 29 ноября, работы уже выполнены на 60%. Второй этап — до 28 декабря, — пояснил «Газете.Ru» замглавы администрации Крымского района Андрей Лопатин. — Еще выполняется программа по мониторингу уровня рек. Согласно этой программе определено 11 постов на реках Адагум, Баканка и Неберджай. На этих постах будут установлены датчики, и информация с них будет поступать в единую диспетчерскую службу, и там на пульте управления можно будет отслеживать уровень рек — начиная с верховья и включая Крымск».
Пока что диспетчерский центр находится в здании администрации, однако до конца года он будет перемещен в отдельное строение. Деньги из краевого бюджета выделены. «Мы уже определили здание, и к концу года туда переедет полностью оборудованная единая диспетчерская служба. Туда будет выведен номер 112, установлены мониторы с информацией об уровне воды в реках, а также будет кнопка запуска сирен и управление громкоговорителями по радиоканалу. Здание есть, средства выделены, к концу года все оборудуем», — сообщил Лопатин.
Власти Крымска также намерены продолжать использовать sms-оповещение и информирование по радио и телевидению. «Sms-сообщения посылаются только тем, кто находится в зоне ЧС: определяются вышки на этой территории, и отправляется сообщение», — пояснил представитель администрации района.
Что касается МЧС, то после наводнения руководство министерства решило укрепить крымскую пожарную часть № 31 — на ее базе был создан пожарно-спасательный центр, который будет «закрывать» и соседние районы. Штат был увеличен вдвое — с 51 до 111 человек: к пожарным добавились спасатели, кинологи и водолазы, а центру были выделены новые пожарные автомобили, а также катера и моторные лодки.