В субботу красноярский физик Валентин Данилов, осужденный за шпионаж, покинул стены ИК-17 в Красноярске. Как сообщила «Газете.Ru» его адвокат Елена Евменова, 66-летний ученый вышел на свободу утром, в 6.30 по местному времени (в 2.30 мск). Никто не знал, во сколько его отпустят, поэтому Данилова у ворот никто так рано не встретил. Он сел в такси и уехал домой. По словам Евменовой, уже в воскресенье Данилов собирается в Новосибирск. Так как журналистов, желающих с ним пообщаться, много, ученый тем же утром устроил пресс-конференцию.
Как заявил Данилов, известный в России специалист по космической плазме, он собирается вернуться к научной деятельности.
«Да, конечно, я буду заниматься наукой, только не связанной с космосом, потому что все, что у нас связано с космосом, — гостайна», — цитирует его слова РИА «Новости». Также ученый не намерен устраиваться на работу в госкомпании. «В государственной компании я не буду работать никогда, а в учебном учреждении тем более», — передает «Интерфакс» его слова. По его словам, в колонии он часто получал письма поддержки как от коллег-ученых, так и от других людей.
В Новосибирске, куда ученый собирается переехать, по его словам, более благоприятные условия для развития инноваций в области теплофизики, которой он и собирается заниматься. Также Данилов подготовил несколько предложений по совершенствованию уголовно-исполнительной системы, которые намерен направить правозащитникам.
Физик заявил о намерении добиваться рассмотрения своей жалобы на приговор в Европейском суде по правам человека.
«Никто мне еще не сказал, какой тайной я владею… У Российской Федерации есть свой закон о гостайне: меня должны официально уведомить, какой такой тайной Российской Федерации я обладаю. Я должен расписаться, что я с этим ознакомлен. Никто мне такого документа не предлагал. — сказал Данилов. — Те тайны Советского Союза, которые я знал (например, чем занимается НПО прикладной механики, кто является генеральным директором этого учреждения — Михаил Решетнев), с 1989 года не является тайной. Сейчас уже есть площадь имени Решетнева, организация его имени. Вот эти тайны я знал. Никаких секретных установок я не создавал даже во времена СССР. Если они тогда не были тайной, то теперь их вообще, по-моему, на металлолом сдали».
Ученый заявил, что считает себя политзаключенным.
Данилов вышел на свободу после того, как 13 ноября Советский районный суд Красноярска принял решение о его условно-досрочном освобождении. Ученому оставалось сидеть еще три года. Уголовное дело в отношении него было возбуждено в мае 2000 года по инициативе управления ФСБ по Красноярскому краю. Следствие инкриминировало ученому мошенничество в особо крупных размерах и государственную измену (п. «б» ч. 3 ст. 159 и ст. 275 УК РФ соответственно). По данным следователей, известный физик в свою бытность директором теплофизического центра Красноярского государственного технического университета передал представителям Китая секретные сведения, благодаря которым Китай примерно на 15 лет сократил срок создания собственной военно-космической группировки с высокой степенью защищенности. В 1999 году он от имени Красноярского государственного технического университета подписал контракт с государственной Всекитайской импортно-экспортной компанией точного машиностроения и Ланьчжоуским институтом физики на изготовление стенда для моделирования воздействия космического излучения на искусственные спутники Земли, а также на разработку программного обеспечения для этого стенда. Кроме того, Валентина Данилова обвинили в хищении 466 тысяч рублей, выделенных на научные изыскания.
Ученого арестовали в феврале 2001 года, а в конце 2003 года коллегия присяжных заседателей Красноярского краевого суда оправдала ученого. Но спустя полгода Верховный суд России по жалобе прокуратуры отменил это решение и возвратил дело на доследование. 10 ноября 2004 года новый состав жюри признал его виновным, Данилов вновь был арестован. Суд установил, что Данилов «в период с 1998 по 1999 год передал представителям Ланьчжоуского института физики Китайской академии космических технологий, работающим в интересах армии Китая, сведения об установках, имитирующих воздействие факторов космического пространства и ядерного оружия на космические аппараты». При этом суд определил, что «Данилов осознавал, что передача им указанных сведений наносит ущерб экономической безопасности и обороноспособности нашего государства». А побуждающим мотивом в поведении Данилова являлась «корысть с целью личного обогащения». Физик получил 14 лет лишения свободы.
В июне 2005 года при обжаловании приговора суд снял с ученого обвинение в мошенничестве и сократил ему срок заключения с 14 до 13 лет.
Дело Данилова вызвало большой общественный резонанс. В защиту физика выступили многие российские и зарубежные влиятельные ученые, такие как нобелевский лауреат Виталий Гинзбург, доктор физико-математических наук профессор Сергей Капица, академик РАН Юрий Рыжов. Правозащитники сочли Валентина Данилова очередной жертвой эпидемии шпиономании, охватившей российские спецслужбы. Представители прокуратуры, напротив, утверждали, что приговор физику «является полностью справедливым» и не имеет к политике никакого отношения. Во время судебного процесса в Москве и Красноярске несколько раз проводились пикеты в поддержку ученого под лозунгами «Нет суду инквизиции» и «Органы, ловите террористов, а не физиков».