В пятницу в Мосгорсуде прошли предварительные слушания по делу об убийстве бывшего командира 160-го гвардейского танкового полка Юрия Буданова. В преступлении обвиняется 40-летний Юсуп-Хаджи Темерханов. Слушания проходили в закрытом режиме. Представлять интересы подсудимых явилась целая группа защитников, корреспондент «Газеты.Ru» насчитал пять адвокатов. Гособвинение представляла прокурор Мария Семененко. В суд также пришли потерпевший — вдова и сын Юрия Буданова, которые в грубой форме отказались общаться с прессой.
По версии следствия, 10 июня 2011 года Темерханов восемь раз выстрелил в Буданова, когда бывший военный вышел покурить из нотариальной конторы на Комсомольском проспекте.
Буданов скончался на месте. А Темерханов сел в автомобиль Mitsubishi Lancer, а затем в соседнем квартале его поджег, рассчитывая уничтожить следы преступления. Однако эксперты все же нашли в машине его ДНК. Мотивом преступления, по версии следствия, стало убийство в 2000 году в Чечне отца Темерханова Шамиля Гоганова. Виновных тогда найти не удалось, но свидетели утверждали, что видели рядом с местом преступления неких военных. Именно поэтому, отмечают следователи, Темерханов и решился убить Буданова, осужденного за убийство Эльзы Кунгаевой, совершенное в Чечне в том же 2000 году. Дело об убийстве составило 18 томов.
По словам участников процесса, в пятницу суду были заявлены два ходатайства: гособвинение потребовало продлить на полгода меру пресечения Темерханову, а защита попросила о суде присяжных.
Также адвокаты предложили освободить обвиняемого под залог в 15 млн рублей. Спустя час судья Андрей Коротков продлил меру пресечения Темерханову на полгода и удовлетворил ходатайство о присяжных. Отбор коллегии начнется 30 ноября, он будет также закрыт для слушателей и прессы, но сам процесс по существу пройдет в открытом режиме.
Защита пока не прояснила позицию Темерханова, отмечая, что он так и не дал показания по делу.
«Все услышите в ходе слушаний», — пообещали адвокаты. Результаты проведенной генетической экспертизы они считают сфальсифицированными. По их словам, Темерханов был задержан не 26 августа 2011 года, как указано в материалах дела, а на неделю раньше. 19 августа 2011 года, рассказывают адвокаты, обвиняемый собирался встретиться с приятелем в гостинице «Украина» и вызвал такси. На въезде на Мосфильмовскую улицу машину остановил сотрудник ГИБДД. Он попросил документы у водителя и попросил таксиста выйти. Водитель вышел, после чего его уложили на капот и приказали не двигаться пять минут. Через пять минут он поднялся: документы лежали на водительском сиденье, а Темерханов исчез. Об этом, как утверждает защита, им рассказал сам таксист.
Сам Темерханов рассказал своим защитникам, что несколько вооруженных людей в масках вытащили его из такси, ударили электрошокером, надели на голову мешок и замотали скотчем, затем уложили его на сиденье другого автомобиля. При этом двое уселись на него и периодически избивали. Защита предполагает, что его вывезли за МКАД. После этого Темерханова поместили в подвальное помещение, где в течение пяти дней избивали, пропускали через тело ток и били по пяткам, требуя признания в убийстве Буданова, утверждают адвокаты. На шестой день его перестали бить, отвели в другую комнату и даже угостили чаем с печеньем. 25 августа 2011 года Темерханова привезли в парк Тропарево-Никулино и приковали наручниками к дереву. В ночь на 26 августа за ним пришли и привели в его квартиру, где его ждал следователь, производивший обыск под протокол. По прибытии в СИЗО врачи зафиксировали у Темерханова глубокие ссадины на руках от наручников.
Первоначально обвиняемый фигурировал в материалах дела под именем Магомеда Сулейманова. Следователи считают, что он подделал документы и с этим паспортом проживал в Москве с некой Оксаной Борзовой. Однако защита настаивает, что паспорт на имя Сулейманова подлинный, правда, каким образом произошла такая ситуация с разными именами, адвокаты пока умалчивают. Но зато защитники сообщили, что подали жалобу в Европейский суд по правам человека на побои Темерханова во время следствия.