Защитникам осужденных активисток панк-группы Pussy Riot не удалось зарегистрировать товарный знак, сообщил «Газете.Ru» Марк Фейгин.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) мотивировала отказ тем, что «заявленное обозначение (Pussy Riot) не соответствует условиям государственной регистрации».
В экспертизе, приложенной к заключению, перечисляются доводы специалиста Роспатента. Так, по его мнению, «некоторые варианты перевода заявленного обозначения носят непристойный характер» и «заявленное обозначение воспроизводит название скандально известной панк-группы». В качестве доказательства эксперт рекомендует обратиться к интернет-словарям и поисковым серверам. «Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака будет противоречить общественным интересам и нормам морали, принятым в обществе, а также может оскорбить религиозные чувства верующих», — написано в заключении.
«Отказ незаконен, — заявил «Газете.Ru» адвокат Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной Марк Фейгин. — Нет такого основания, как оскорбление чувств верующих, по которому можно отказать в регистрации товарного знака».
По словам Фейгина, товарный знак Pussy Riot был необходим прежде всего для того, чтобы не допустить нелегальных концертов от имени Pussy Riot: «Если в какой-то стране выступают люди в балаклавах, наличие товарного знака позволяет нам это отследить и пресечь их деятельность». В то же время Фейгин считает, что сам по себе бренд Pussy Riot доход приносить не может:
«Чтобы был доход, надо выпускать клипы, диски и так далее, но это не их случай (группы): ни одна из них не умеет играть на гитаре и ни одна не умеет петь», — заявил адвокат.
По его словам, попытка регистрации товарного знака было мерой защиты. «Этой весьма эффективной гранью защиты мы дразнили власть. Все время надувая шар Pussy Riot до мегамасштабов (где-то искусственно), мы пугали власть: отпустите, и мы его сдуем, а если вы будете сажать и давить, мы его будем надувать сильнее. Но нам многое не удалось. Власть оказалась намного хитрее, я ее недооценил», — пояснил Фейгин.
Адвокат отметил, что Роспатент принял буквально молниеносное решение. «Подобного рода заявки рассматриваются не менее года и никогда не рассматриваются в течение 5—6 месяцев. Мы подали заявку 6 апреля и рассчитывали, что к решению вопроса подойдем к февралю следующего года», — пояснил адвокат.
Патентный поверенный Вячеслав Клюкин рассказал «Газете.Ru», что отказ от регистрации — достаточно распространенная практика Роспатента. «Такие обозначения считаются противоречащими общественным интересам, хотя очень сложно понять, что это такое», — сказал, Клюкин. «Обычно Роспатент в такие ситуации не вникает. Отказы — это нормальный субъективизм Роспатента», — добавил он.
«В данном случае решение было принято на фоне судебного процесса, — считает патентный поверенный. — Роспатент думает о своей же репутации и о том, как он выглядит в глазах правительства. Естественно, им не хотелось подставляться и провоцировать еще один скандал, регистрируя такой знак».
Директор адвокатской конторы «Адвокат» (№ 45) Московской городской коллегии адвокатов Петр Чистяков пояснил, что перечень обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали, не является закрытым. «Судебная практика и практика рассмотрения споров в Федеральном институте промышленной собственности относит к ним обозначения, представляющие собой слова, словосочетания, лозунги, изображения и их комбинации, противоречащие законодательству, регулирующему общественный порядок, либо обозначения, которые могут вызвать возмущение членов общества, основанное на нарушении общепринятых моральных норм. Примером таких обозначений могут быть антигосударственные или антиобщественные лозунги, неэтично примененная государственная символика, фамилии, имена, псевдонимы известных лиц, например политических или религиозных деятелей, и производные от них (в зависимости от перечня товаров, на которых они применяются), обозначения, затрагивающие религиозные чувства и оскорбляющие человеческое достоинство, в том числе слова и изображения непристойного характера, обозначения, носящие антигуманный характер», — рассказал Чистяков.
«По схожим мотивам организации было отказано в регистрации товарного знака «Ядрена матрена» (как замены более грубого выражения «ядрена мать», употребляющегося в нецензурной брани). С другой стороны, арбитражный суд посчитал возможным зарегистрировать товарный знак «Володя и Медведи», несмотря на то что Роспатент посчитал данное обозначение противоречащим общественным интересам, как ассоциирующееся с известными политическими деятелями и партией», — привел пример юрист. «В любом случае для разрешения возникшего спора необходимо получить заключение от Института лингвистических исследований РАН и, возможно, Института социологии РАН», — сообщил Петр Чистяков.
Переводчик, кандидат филологических наук, доцент кафедры общей теории словесности филфака МГУ Александра Борисенко рассказала «Газете.Ru», что слово pussy в словосочетании pussy riot неприличным не является.
«Оно маркировано как жаргонное только в одном значении, но при этом очень многие простые слова английского языка имеют жаргонное значение. Слово само по себе не является непристойным, и важно учитывать, как его переводят сами авторы названия, а они переводят его как «бунт кисок», — сообщила Борисенко.
Адвокат Фейгин пояснил «Газете.Ru», что теперь можно «подавать заявление на регистрацию знака в высшую инстанцию», а потом судиться — обжаловать отказ, но по этому пути они вряд ли пойдут. «Придется снова платить пошлину в размере 15 тысяч рублей и оплачивать работу юриста. И, скорее всего, точно откажут», — сообщил Фейгин, уточнив, что в первый раз он заплатил 50 тыс. рублей за работу юриста и пошлину. С учетом этих обстоятельств адвокат считает, что нет смысла продолжать попытки зарегистрировать товарный знак. «Эти расходы нас пока останавливают, потому что мы предполагаем, что результат будет отрицательный», — сказал адвокат.