В пятницу в Санкт-Петербурге составители престижного международного рейтинга QS сообщили, что заявления российских властей о скором вхождении российских вузов в ведущие мировые рейтинги могут быть преждевременны. В начале октября 2012 года министр образования и науки России Дмитрий Ливанов на селекторном совещании в правительстве заявил, что ситуация с непопаданием российских вузов в престижные международные рейтинги должна измениться. В планах по реализации государственной программы «Образование-2020» перед вузами поставлены вполне конкретные задачи на этот счет, отметил он. «В рамках развития международной конкурентоспособности российских вузов к 2020 году не менее пяти учебных заведений должны присутствовать в первой сотне ведущих международных рейтингов», – отметил министр, пересказывая поручение президента Владимира Путина.
«Мы узнали об этом заявлении министра постфактум, — сказала региональный директор компании Quacquarelli Symonds (QS World University Rankings) Зоя Зайцева. — Если бы нас спросили, ответили бы: маловероятно, что подобный проект преуспеет.
Попасть в топ-200 еще туда-сюда, при планомерной работе — такой, какую провели южнокорейские вузы, например. Думаю, российским университетам понадобится 10–15 лет такой работы при условии хорошего финансирования».
Руководители QS выступили на семинаре «Международное позиционирование вузов России: рейтинги и не только» на факультете менеджмента СПбГУ. По словам Зайцевой, университетам России нужна государственная «поддержка в интернационализации». Сейчас в вузах страны учатся всего 160 тысяч иностранных студентов. Эта цифра несоизмеримо мала по сравнению с учебными учреждениями США, Великобритании, Японии, Южной Кореи. По сути, наши университеты известны и пользуются авторитетом только в странах СНГ и Китае. Зайцева подчеркнула, что QS рассчитывает на тесное сотрудничество с ректорами, Министерством образования и науки России и другими заинтересованными сторонами для обеспечения поручения президента.
В свою очередь, глава QS Бен Саутер считает, что Россия не занимает ведущие места в международных рейтингах из-за языка и Российской академии наук.
«Проблема российских ученых в том, что они недостаточно публикуются даже в индексируемых международных журналах, — сказал Саутер. — Работы пишутся в основном на русском языке — в результате их не публикуют авторитетные научные издания. Опубликованные же работы чаще всего аффилируются с РАН, а не университетами, притом что их авторы и числятся в Академии наук, и преподают в вузах».
Похожие проблемы испытывают университеты Франции и Германии: в силу распространенности английского, цитаты и публикации на других языках используются гораздо реже.
По словам Саутер, сейчас в мире существуют четыре наиболее влиятельных международных рейтинга университетов. Это рейтинг, публикуемый британским журналом The Times Higher Education (THE), рейтинг QS World University Rankings, Академический рейтинг университетов мира (ARWU), а также WEBOMETRICS — рейтинг, оценивающий объем и популярность интернет-страниц вузов, факультетов и даже отдельных преподавателей. Ни один российский вуз никогда не занимал первые места в этих рейтингах. Стабильно лидируют там университеты США и Великобритании.
Как рассказал Саутер, у рейтинга QS есть несколько индикаторов. Основной — это репутация вуза в академических кругах (40% от оценки). Составляя последний топ, эксперты компании опросили 46 тысяч академиков, опросный лист был составлен на 13 языках. Учитывается также соотношение студентов и преподавателей (20%), цитируемость работ преподавательского состава (20%), репутация университета среди работодателей (10%), количество зарубежных студентов (5%) и преподавателей (5%).
Ведущим российским университетом, говорит он, сейчас бесспорно является МГУ. Лучше всего там преподают естественные науки и физику. Но больше половины дисциплин составителями рейтинга просто не оценивались, поскольку у МГУ недостаточно международных публикаций. Со вторым местом не так все просто.
По разным критериям, эксперты отдают его то СПбГУ (здесь QS отметила лингвистику), то МГТУ им. Баумана и МГИМО.
При этом в целом, по опросам ученых всего мира, российская система образования занимает 27-е место.
Представители российских вузов восприняли отдельные их заявления неоднозначно.
Часть профессуры не согласилась с категорическим утверждением, что России не бывать в топ-100 до 2020 года.
«Это рейтинговое сознание. Нам оно не столь присуще. Рейтинги не такой уж важный критерий, но и не принимать их во внимание мы не можем. Пять российских вузов в первой сотне? Почему бы нет. В Отечественной войне же победили за четыре года», — сказал корреспонденту «Газеты.Ru» профессор СПбГУ Сергей Корконосенко.
Напомним, в сентябре этого года вышел в свет новый рейтинг ведущих университетов мира по версии компании QS. По сравнению с оценками прошлых лет МГУ потерял позиции: он опустился со 112-го на 116-е место (еще два года назад университет входил в сотню лучших вузов, заняв 93-е место). Доверие к СПбГУ также неуклонно падает: в 2012 году он оказался на 253-м месте, потеряв две строчки по сравнению с прошлым годом. МГУ и СПбГУ получили наихудшие результаты по критерию цитируемости преподавателей в мировом научном сообществе. Кроме того, составители рейтинга отметили скудный интернациональный состав студентов и преподавателей в обоих вузах. При этом МГУ и СПбГУ оказались на 95-м и 99-м местах по оценке академической репутации и репутации у работодателя.