В среду Следственный комитет сообщил, что в Москве началось следствие по делу преподавателей из двух вузов, которые вымогали взятку у потенциального аспиранта. Как уточняется на сайте ГУ МВД по Москве, две недели назад в УВД по Южному округу обратился молодой человек, который заявил, что у него вымогают 30 тысяч евро (около 1 млн рублей) за обучение в аспирантуре. Выяснилось, что схема «платного» поступления и защиты диссертации была многоходовой. По оперативной информации, в сговоре участвовали замдекана факультета мировой политики МГУ Михаил Башаратьян и заместитель заведующего кафедрой философии и политологии Академии труда и социальных отношений Виктор Барис.
Молодому человеку, чье имя следствием не раскрывается, было предложено поступить в Академию труда и социальных отношений, после чего ему должны были помочь написать диссертацию и защитить ее в МГУ.
После того как условия сделки были согласованы, один из подозреваемых — Барис — принял у потерпевшего экзамены у себя на кафедре философии и политологии. Во вторник, 30 октября, будущий аспирант должен был отдать педагогам миллион за поступление и дальнейшее «сопровождение». К этому моменту историей со взяткой уже занимались сотрудники ГУЭБиПК МВД совместно со столичными оперативниками.
Как сообщил Следственный комитет, во время передачи денег преподавателей взяли с поличным.
К настоящему моменту против Башаратьяна и Бариса возбуждено уголовное дело по пп. «а», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере группой лиц по предварительному сговору). Пока они проходят по делу в качестве подозреваемых. Им грозит до 12 лет колонии и штраф до 60 млн рублей.
Сумма, которую попросили сотрудники вузов, в четыре раза превышала официальные расценки МГУ за поступление в аспирантуру.
На сайте факультета мировой политики указаны цены за обучение в аспирантуре (сумма каждый год устанавливается приказом ректора МГУ). В 2012—2013 году обучение в очной аспирантуре стоит 261 тыс. рублей в год, в заочной форме — 155 тыс. рублей в год и для соискателей — 135 тыс. рублей в год. В учебном отделе факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова «Газете.Ru» рассказали, что заместитель декана по учебной работе, кандидат филологических наук и доцент Михаил Карпович Башаратьян до сих пор ходит на работу. «Нам ничего не известно ни о каких уголовных делах и ни о каких взятках», — удивилась сотрудница учебной части.
В пресс-службе МГУ отказались давать комментарии по поводу произошедшего. «Это редчайший случай, я за всю длинную жизнь пару-тройку раз сталкивался, и это очень нетипично для МГУ. Мы примем самые что ни на есть жесткие меры», — заявил «Газете.Ru» поначалу один из представителей руководящего состава университета. Впрочем, позже в руководстве вуза сообщили, что не уполномочены каким-либо образом комментировать произошедшее.
В Академии труда и социальных отношений тоже, судя по всему, знают о случившемся: там наотрез отказались от каких бы то ни было комментариев. На сайте вуза профессор, доктор политических наук Виктор Владимирович Барис, до сих пор числится заместителем заведующего кафедрой философии и политологии.
«По косвенным признакам, к сожалению, приходится констатировать, что взятки в вузах практикуются и за диссертации, и за оплату оценки текущего предмета — экзамена, зачета. В аспирантуре взятки могут брать не за сам факт поступления, а за изготовление этой галиматьи, которая будет защищаться, — прокомментировал ситуацию проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович. — Причем сложно сказать, каких случаев больше: когда вымогают взятку или хотят дать — тут обе стороны находят встречный интерес. Это некая ржавчина, которая разъедает высшую школу, и бороться можно только общей атмосферой неприятия. Взятка в вузе отличается тем, что имеет публичный резонанс. К примеру, если кто-то дает взятку инспектору ГИБДД, то об этом знают двое и опасность утечки невелика, а если берет взятки преподаватель, то про это знают все студенты».
Как сообщает Следственный комитет, в ближайшее время будет решен вопрос об избрании в отношении подозреваемых меры пресечения — следствие готовится к подаче в суд ходатайства об аресте. Сейчас следователи выясняют, было ли вымогательство взятки со стороны фигурантов дела разовой акцией или подобные схемы проводились регулярно.