В понедельник глава администрации президента России Сергей Иванов провел совещание по вопросам сохранения амурских тигров. «Обсуждалось выполнение Россией обязательств по защите этих животных, которые были ею приняты в 2010 году на Международном форуме, посвященном сохранению тигра на Земле — тогда участвовали 13 стран, на территории которых водятся тигры, — пояснил «Газете.Ru» глава Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин, присутствовавший на совещании. — Однако часть обязательств не выполнялась, а часть требовала участия нескольких ведомств». По словам Честина, в августе этого года на выездном заседании попечительского совета Русского географического общества на острове Валаам он попросил Владимира Путина провести спецсовещание по тиграм. Президент признал актуальность темы и поручил Иванову заняться этим вопросом. На встречу были приглашены, в частности, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, замглавы Рослесхоза Александр Панфилов, глава Минприроды Сергей Донской и замглавы Минрегиона Валерий Гаевский.
На совещании Иванов обратил внимание собравшихся на необходимость введения уголовной ответственности за добычу, оборот и транспортировку животных, занесенных в Красную книгу, и их дериватов (шкур, костей, органов), а также за их перемещение через государственную границу России.
Примерный текст законопроекта уже подготовило Минприроды, говорят экологи. «В нем предлагается отправлять преступников в колонию на срок от двух до семи лет, — пояснил «Газете.Ru» директор амурского филиала WWF России Юрий Дарман. — Кроме того, важным пунктом стало введение наказания за ввоз в Россию дериватов животных, которые не обитают на территории нашей страны, например — за слоновую кость». Заместитель министра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин в свою очередь отметил, что поправки в законы будут приняты в 2013 году, сообщает РИА «Новости».
Сейчас браконьеры, убивающие животных, обычно остаются не пойманными. О нанесенном природе уроне полицейские обычно судят по задержанным перекупщикам и перевозчикам, которым грозит лишь административное наказание. «Только в этом году, если подсчитать изъятые у перекупщиков шкуры, были вскрыты убийства 16 тигров. Значит, реальная цифра в два раза больше», — говорит Дарман. В сентябре пресс-служба приморской краевой администрации сообщала, что в год гибнут 30–50 амурских тигров.
Еще один вопрос, который обсуждали на совещании, касался сложной ситуации с территорией обитания тигров в Приморском крае.
На территории региона находятся несколько участков, являющихся средой обитания амурских тигров. Однако у местных властей возникли проблемы с компанией ЗАО «Лес Экспорт», которая построила завод по производству трехслойного паркета в городе Дальнереченске. Строительство шло в рамках программы приоритетных инвестиционных проектов. Из-за прорехи в законодательстве промышленники получили возможность подавать заявки на лесные участки и воспользовались этим, добившись через суд передачи земель в Пожарской орехово-промысловой зоне и на территории создаваемого государственного заказника «Среднеуссурийский». Между тем по обоим участкам проходит тигриная тропа. Весной этого года экологи устраивали рейды в лес и обвиняли компанию в вырубке заповедного леса на паркет. В ответ ЗАО «Лес Экспорт» подало против Амурского филиала WWF России иск в суд о защите деловой репутации.
Впрочем, призывы защитников леса не остались незамеченными. «В июле этого года департамент Рослесхоза по Дальневосточному округу с участием экспертом WWF организовал внеплановую проверку. Было выяснено, что компания успела вырубить в Пожарской орехово-промысловой зоне 6 тысяч кубометров древесины — в первую очередь дуб и ясень, — рассказал Юрий Дарман. — Природоохранный прокурор вынес протест, и рубки были прекращены».
Второй участок удалось спасти правительству региона. Только на прошлой неделе — 18 октября — губернатор Приморского края Владимир Миклушевский подписал постановление о создании заказника «Среднеуссурийский».
«На следующий день правительство подписало с «Лес Экспортом» договор, согласно которому компания добровольно отказывается от участка. К счастью, рубки на нем еще не начинались», — пояснил Дарман. На каких условиях промышленники согласились отказаться от участка с ценной древесиной, не сообщается. Впрочем, земля в Пожарской орехово-промысловой зоне все еще находится в аренде у компании. «После совещания у Иванова у нас есть уверенность, что компания откажется и от этого участка», — сказал глава WWF России Игорь Честин.
Получить комментарии в «Лес Экспорте» и краевом правительстве в понедельник вечером не удалось.
Между тем, по данным экологов, летом компания «Лес Экспорт» подала новую заявку — на вырубку в заказнике «Таежный», где живут до четырех тигров.
«Управление лесным хозяйством Приморского края выдало мотивированный отказ, после чего 16 июля компания обратилась с иском в Арбитражный суд, требуя принудить управление заключить с ней договор аренды на участок защитных лесов площадью 30 698 гектаров», — говорит Дарман. К судебному разбирательству как третьи стороны были привлечены прокуратура и дирекция региональных особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые также обосновали отказ отдать заказник в рубку. Следующее судебное заседание назначено на конец октября, сообщил Честин. «Вопрос с «Таежным» также был поднят на совещании у Иванова, — пояснил глава WWF России. — Выступивший губернатор Приморского края сказал однозначно — рубить там нельзя. В настоящий момент правительство ждет окончания процесса и решения судьи по этому вопросу».
Иск «ЛесЭкспорта» к WWF России также еще рассматривается. Компания требует взыскать с экологов 10 млн рублей. «Мы считаем, что этот иск должен быть подан не к Амурскому филиалу, а к WWF России, — говорит Честин. — Поэтому мы подали ходатайство о переносе суда в Москву. Оно будет рассмотрено 26 октября».
Промышленники утверждают, что действия экологов мешают работе их предприятия, а также говорят, что WWF использует деньги правительства Германии (всего $2 млн).
«Эти деньги — на сохранение лесов — на самом деле будут получены, но не Всемирным фондом дикой природы, а общиной коренных малочисленных народов «Тигр», которая является долгосрочным арендатором другой орехово-промысловой зоны — Бикинской», — говорит в свою очередь Дарман.
Вопрос Бикинской зоны на совещании у Иванова тоже поднимался. «С ней возникли разногласия. Минприроды настаивает на создании заказника, но коренные малочисленные народы просят объявить ее особо охраняемой природной территорией, чтобы они могли заготавливать недревесную продукцию леса. Мы их в целом поддерживаем», — пояснили экологи. В итоге было решено вернуться к обсуждению статуса территории позже.
«Последний вопрос, который обсуждался на совещании, был о финансировании, — подытожил Дарман. — С одной стороны, федерация тратит огромные деньги — около 170 миллионов рублей в год — на поддержку федеральных ООПТ, а с другой стороны, явно недофинансируется охотонадзор в Хабаровском и Приморском краях. Обсуждали, каким образом сделать перерасчеты в финансировании, а, кроме того, Сергей Иванов предложил создать специальный фонд, куда можно было бы аккумулировать средства от крупных российских компаний. Три года назад был создан подобный фонд по поддержанию леопардов. И сейчас приморский парк «Земля леопарда» получает оттуда почти 50 миллионов рублей в год — это равнозначно той сумме, что парк получает из федерального бюджета».